Аутизм у детей – что это такое?

Раньше аутизм считался только психиатрической или психологической проблемой, его даже путали достаточно долго с шизофренией. Потом во всем обвиняли родителей, мало уделявших внимания ребенку. Да и сейчас есть психотерапевты, пытающиеся убедить мам в их вине.

Согласно последним исследованиям это заболевание все чаще относят к разряду заболеваний из-за проблем в окружающей среде. Под окружающей средой понимается еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве… В общем, все, что окружает нас, может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем.

Аутизм у детей – что это такое?

Да, конечно, такая реакция как аутизм возникает не у всех, кто-то еще может противостоять вредному влиянию извне, а кто-то уже нет. Аутисты просто намного более чувствительны.

Они как первые ласточки давно предсказанной нам катастрофы. Люди сейчас живут не в ладу с окружающим миром, забыв, что они его часть. Что вредно для других представителей Земли, то вредно и для нас. Поэтому сейчас мы медленно убиваем не только окружающий мир, но и себя, а страдают больше всего от этого наши дети.

Причины аутизма

Существует множество теорий о причинах развития аутизма, но наиболее жизнеспособной из них считается та, что ссылается на поражение участков мозга ребенка еще до рождения, а также во время родов и в первые недели после рождения.

Речь идет о неврологических отклонениях, которые влекут нарушение деятельности мозга и развитие аутизма. Используя медицинскую терминологию, можно сказать, что происходит нарушение процесса миелинизации, что не позволяет нейронам, незащищенным миелиновым слоем, правильно передавать сигналы.

Тяжесть течения заболевания определяется степенью поражения.

Таким образом, причиной аутизма может стать осложнение, возникшее во время беременности или же при родах. Эти процессы, кстати, могут стать фактором, спровоцировавшим не только аутизм, но и другие неврологические расстройства.

Существует также мнение о генетической предрасположенности ребенка к развитию аутизма, но ученым пока не удалось обнаружить ген, который отвечал бы за передачу данного заболевания по наследству. Тем не менее, в пользу данной теории говорит научно доказанный факт, что дефекты гена MDCP2 Х-хромосомы приводят к развитию одной из разновидности аутизма - «синдрому Ретта», а также исследования, показавшие, что в семьях с ребенком-аутистом риск рождения второго ребенка с тем же диагнозом составляет 5% (достаточно высокий показатель относительно остального населения).

Известно также, что в некоторых случаях у родителей и других близких родственников ребенка-аутиста нарушены навыки коммуникации и имеются склонности к патологически цикличным действиям. Кроме того, в таких семьях встречаются люди с эмоциональными расстройствами, например, маниакально-депрессивным психозом.

А вот теория, по которой причиной аутизма считали недостаточный родительский уход, была опровергнута учеными.

Откуда взялась эта проблема?

Впервые о ней заговорили всего 60 лет назад, но тогда это было крайне редкое заболевание. Сейчас вместо нескольких детей на 10000 аутизмом страдает в среднем 1 на 200 детей, а в некоторых странах статистика еще хуже - в Англии это 1 на 80. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией.

Множество исследований сейчас ведется по всему миру по вопросу аутизма. Центр этих исследований в Autism Research Institute. Этот институт занимается проблемой аутизма более 40 лет.

Ежегодно там проводятся конференции среди ученых и врачей всего мира для обсуждения последних исследований в этой области. На одной из них и был подписан протокол "Остановим аутизм сейчас!" “Defeat Autism Now!”.

Врачи, подписавшие его, обязались применять все известные на сегодняшний день методы лечения аутизма, не дожидаясь момента полного окончания исследований. Ведь среди этих методов нет медикаментозных, повредить они все равно не могут, но могут очень помочь улучшить состояние ребенка. Это крайне важно - такие дети не могут ждать, потерянное время только усугубляет проблему и делает ее необратимой.

Еще 10 лет назад аутизм считался неизлечимым заболеванием, сейчас же «истории успеха» уже появляются время от времени. Но до сих пор это каждая такая победа сенсация. И каждый раз эта победа далась очень и очень нелегко. Среди таких историй нет воспоминаний типа «мы ничего не делали, и все само прошло». Чем больше усилий прикладывается родителями и специалистами, чем раньше проблема замечена, тем лучше результат. Об этом говорят все исследователи.

Почему важно выявить симптомы аутизма на раннем этапе?

На самом деле аутизм - это не болезнь, а симптоматика, которую для краткости назвали одним словом. Аутизмом часто называют все, чему не нашлось объяснения. Ребенку проверяют все, но ничего не находят, а проблема есть, и у этой проблемы есть вполне четкая симптоматика.

Не смотрите на ранние симптомы как на нечто безобидное, последствия могут быть очень и очень серьезные. О ранней симптоматике много говорят сейчас, так как чем раньше проблема выявлена, тем больше шансов ее преодолеть.

Уже начинают говорить и о том, что можно не допустить развития аутизма выявив своевременно такого ребенка и дав ему нужную терапию заранее.

Аутизм у детей – что это такое?

Сравнить возникшую сейчас ситуацию можно с опасностью игры ребенка возле обрыва. Тот же ребенок 20 лет назад просто находился дальше от него и нужна была фантастически стрессовая ситуация, которая могла вогнать его в состояние сегодняшнего аутиста.

Сегодня эти дети играют на самом краю пропасти, можно отвести ребенка от нее или не допустить падения другими способами. Если же ребенок в нее все-таки падает, приходится приложить массу усилий чтобы остановить его падение.

Ведь при этом происходят обратимые или необратимые процессы в мозге, и дети теряют уже наработанные навыки. А потом начинается очень медленный процесс возвращения на прежние позиции. На это уходят годы и успех никому не гарантируется...

Признаки аутизма меняются с возрастом и самые первые из них выглядят очень безобидно. Это все иногда вводит родителей в заблуждение "и у нас это было с первым ребенком и прошло". Да, ребенок может балансировать на грани достаточно долго пока последняя капля не упадет в чашу и не произойдет то, что заставит родителей открыть глаза на реальность. Сейчас это происходит очень часто, намного чаще чем даже 5 лет назад. Регресс с потерей навыков - это страшная проблема, ее легче не допустить чем потом с ней справиться.

Ниже приведено несколько попыток систематизировать их. Хотя бы часть этих признаков у вашего ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам.

Как определить аутизм у ребенка?

Первые признаки аутизма обычно замечают родители, семейный врач или воспитатели в садике. Возраст, в котором это происходит, зависит от многих факторов, включая осведомленность родителей и профессионализм врачей и учителей. Родители обычно замечают, что что-то не так между 18 месяцами и 2 годами.

Наиболее частый симптом - отставание в речевом развитии. Часто врачи при этом говорят, что это бывает и надо просто подождать, что мальчики говорят обычно позже чем девочки (90% аутистов мальчики).

В результате дети диагностируются в 5-6 лет, в то время, когда они должны уже идти в школу.

При этом теряется возможность обучения ребенка в те годы, когда он наиболее обучаем – мозг ребенка заканчивается формироваться к 6 годам. По статистике дети, которые начали получать IBI терапию с 2-3 лет полностью восстанавливаются уже к 6 годам в 50% случаев, состояние остальных значительно улучшается. Если же терапия начата позже, этот процент много ниже.

Аутизм у детей – что это такое?

Попробуйте ответить на приведенные ниже вопросы, это поможет выявить признаки аутизма на ранней стадии:

  • Есть ли у вашего ребенка желание играть и общаться с другими детьми или родственниками?
  • Откликается ли ребенок, если его зовут?
  • Способен ли и хочет ли ваш ребенок делить свое пространство с другими?
  • Нормально ли относится ребенок к смене занятия? Замечали ли вы склонность к повторяющимся движениям?
  • Всегда ли ребенок играет игрушками так, как принято ими играть? Использует ли он другой, может быть необычный, подход к ним?
  • Ребенок легко выходит из себя?
  • Ребенок легко следует за вами или вам приходится идти у него на поводу, чтобы удовлетворить его потребности в играх?

Симптомы аутизма могут заявить о себе и у ребенка, который ранее нормально развивался. Чаще всего они дают о себе знать в возрасте от полутора до трех лет. Если ребенок умел что-то делать и делал, но потом прекратил, это говорит о потере навыков.

Потеря навыка – очень серьезный симптом аутизма, который может говорить не только о наличии болезни, но и о процессе органических нарушений в мозге. При появлении подобных признаков необходимо незамедлительно обратиться к специалисту!

Еще один симптом аутизма – проблемы с речью. Это относится не только к неспособности говорить, но и к неспособности ассоциировать слово с объектом.

Говорить о симптомах аутизма довольно сложно, так как у каждого пациента есть свои особенности, которые трудно классифицировать. Одинаковая симптоматика у пациентов встречается редко, похожие признаки болезни могут проявляться по-разному: более или менее выраженно.

Тем не менее, стоит обратить внимание на следующие симптомы аутизма у ребенка:

  • слишком боится незнакомых людей,
  • не различает своих и чужих,
  • избегает прямых взглядов в глаза,
  • имеет странные привычки и может уделять им много времени: например, подолгу тереться спиной о какой-то предмет или теребить кого-то за волосы, не переставая;
  • ребенок склонен к повторяющимся действиям,
  • не реагирует на вопросы или просьбы, даже самые простые, например, вопрос «Где мама?» или просьба подойти;
  • ребенок не повторяет ваши действия, не имитирует их,
  • не обращается к вам за помощью,
  • не осознает свои возможности, не соотносит нужное действие со своими способностями, например, не открывает дверь сам, а использует вашу руку для этого;
  • играя с кубиками, раскладывает их только в ряд, не пытаясь построить пирамидку;
  • ребенок очень разборчив в еде, ест только ряд продуктов и не выносит изменений в рационе,
  • имеет проблемы с моторикой.
Основные проблемы при аутизме

Социальные навыки

При аутизме пациенты не испытывают потребности в общении с другими людьми, не разговаривают с близкими и ровесниками и не интересуются ими. Иногда интерес к людям все же присутствует, но аутист не понимает, как заговорить и общаться с другим человеком.

Аутисты не смотрят в глаза человеку, избегают прикосновений и предпочитают одиночество любым другим компаниям. Довольно часто человек, страдающий аутизмом, может не понимать, что к нему обращаются и никак не реагировать на это.

При аутизме наблюдаются нарушения понимания эмоций других людей и желание говорить (если такое желание вобще появляется) только о том, что занимает самого аутиста.

Речь и общение

Почти половина (около 40%) детей, страдающих аутизмом, не говорят на протяжении всей жизни.

Другие могут лишь повторять сказанные им ранее слова. Например, в ответ на заданный вопрос ребенок повторит ваши слова, но не ответит на него. Это явление носит название «эколалия». Между тем, это относительно хороший симптом, который дает надежду на то, что ребенок позднее все же начнет говорить.

Аутисты не ориентируются в жестах, не понимают и не пользуются ими. Даже такими простыми как помахать на прощание.

Голос аутиста может казаться странным, будто он не в состоянии контролировать громкость и мягкость своей речи.

Люди с аутизмом не способны чувствовать «нормы» общения: они могут стоять слишком близко к человеку, долго говорить только на одну тему, не способны слушать, часто путают «я» и «ты» и т.д.

Некоторые аутисты могут хорошо владеть речью, но тем не менее неспособность слушать, скорее всего, сохранится.

Поведение

Аутисты склонны к цикличным действиям: они могут подолгу повторять одно и тоже действие без остановки.

Люди, страдающие аутизмом, тяжело переживают любые изменения, даже незначительные. Они предпочитают жить таким образом, чтобы вокруг ничего не менялось и все происходило в привычном порядке.

Коррекция аутизма проводится несколькими специалистами, среди которых должны быть и логопед, и психолог, и невропатолог, и другие врачи. Самое важное – начать программу коррекции как можно раньше, чтобы дать ребенку шанс на здоровую нормальную жизнь.

25 мая 2012
Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Все самое интересное и полезное на тему пластической хирургии, косметологии и здоровья ежедневно в вашем телефоне.

Найдите в контактах @medafarm и добавьте его к себе в контакты или перейдите, предварительно зарегистрировавшись, на страницу канала.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.