Некоторые полагают, что шопоголизм – это болезнь нового времени. Так ли это? С одной стороны, сейчас у современного человека есть благодатная почва для развития шопоголизма. Огромное количество магазинов, разнообразие товаров и выгодных услуг… Угодить вкусам потребителя, конечно же, стало гораздо легче, чем во времена наших бабушек.
Торговые комплексы растут как города, и покупатели часто теряются среди бутиков и супермаркетов. Однако некоторые покупатели, наоборот, чувствуют себя в магазинах как у себя дома. «Покупка» для этих людей имеет сокровенный смысл, и они не знают ограничений, когда находятся в магазине.
Но на самом деле с проблемой шопоголизма люди сталкивались и в другие времена. Особенно сильно она коснулась состоятельных женщин. Купцы и морские торговцы привозили в города сундуки с диковинными тканями и украшениями, поэтому вокруг них всегда создавался ажиотаж. Женщины торопились приобрести желаемые вещи, забывая о деньгах и утопая в разнообразии предлагаемых товаров.
Специалисты, изучающие маниакальное пристрастие к покупкам, называют его ониоманией, бесконечным желанием совершать покупки в многочисленном количестве. Шопоголизм – зло, имеющее сходство с наркотической зависимостью. Только здесь основным наркотиком выступает покупка.
Несмотря на то, что для магазинов данная болезнь является очень выгодной и удобной, для самого шопоголика и его близких людей эта проблема не проходит бесследно. Прежде всего, шопоголизм сказывается на бюджете, так как шопоголик не знает меры и никогда не считает денег.
Основными признаками шопоголизма являются:
Шопоголизм проявляется в любом месте: от бутика с одеждой до сувенирных лавок, от продуктового рынка до ювелирного магазина. Покупатель, страдающий этой зависимостью, может испытывать примерно те же ощущения, какие испытывает наркоман.
«Ломка» шопоголика выражается в развитии сложного апатического состояния, иногда переходящего в раздражительность и склонность к агрессии.
Когда покупатель не может долго удовлетворить себя очередной покупкой, его поглощает чувство опустошения. Однако психологи предупреждают, что если пожалеть шопоголика и дать ему возможность что-нибудь купить, достижение цели лишь временно заполнит эту внутреннюю «пустоту». Потому что в скором времени шопоголику вновь понадобится покупка вещи.
Естественно, у каждого могут быть свои индивидуальные психологические предпосылки. В зависимости от характера человека и его внутренней психической организации, степени его чувствительности и восприятия мира шопоголизм может проявляться в самых разных формах и по самым разным причинам.
Тем не менее, психологи, пытаясь объяснить возникновение шопоголизма, выделяют несколько ключевых причин.
1 причина
Нехватка внимания со стороны близких и друзей может компенсироваться покупками. Приходя в магазин, покупатель получает много внимания со стороны продавцов. Это именно то, ради чего он приходит в магазин. Именно внимание людей, а не покупка заставляют шопоголика возвращаться туда снова и снова.
Кроме того, совершение покупки – это приятная мелочь, которая хотя бы на пару мгновений доставляет несказанное удовольствие. Если человеку мало положительных эмоций в жизни, то он отправляется за ними в магазин.
2 причина
Неуверенность в себе, как ни странно, тоже может стать причиной шопоголизма. В магазине человек чувствует себя по-другому, здесь ему на некоторое время дается власть. Продавцы очень учтиво обслуживают его, пытаются угодить всем его капризам. Причем чем выше цены в магазине, тем любезнее и обходительнее персонал. Для шопоголика этого достаточно, чтобы ощутить власть и временно забыть о неуверенности в себе.
3 причина
Жажда андреналина – более редкая причина, но с этим сталкиваются многие потенциальные шопоголики. Поход по магазинам становится в данном случае «экстремальной игрой». Шопоголик, рискуя нанести удар по собственному бюджету, постоянно думает: «А что если я куплю что-нибудь еще?». Этим вопросом он может задаваться каждые 10 минут, пока пребывает в магазине. Естественно, подобное поведение исключает рациональность.
Шопоголизм опасен не только для бюджета, но и для здоровья. Он может в буквальном смысле свести с ума, привести к сердечным заболеваниям, сложнейшим формам депрессии и апатии.
Психологи считают, что с любой зависимостью можно и необходимо вести борьбу. К счастью, даже такое распространенное явление, как шопоголизм, можно преодолеть.
Самоконтроль и помощь близких – вот первые два способа, которые считаются проверенными. Разумеется, в первое время контролировать зависимость самостоятельно будет очень сложно. Поэтому нужно доверить это близким людям.
Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.