Организационные аспекты обучения врача-офтальмолога в рамках курсов усовершенствования по восстановительной медицине.

Овечкин И.Г., Манихин В.В., Арутюнова О.В., Шакула А.В., Антонюк В.Д
6 Центральный военный клинический госпиталь МО РФ, Москва, 
ГНИИИ Военной медицины, г.Москва, 
Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии, г.Москва,
Поликлиника «Газпром», г.Москва

В настоящее время в общей офтальмологии получило отдельное направление, названное оптометрия (от греческих слов «опс»-зрение и «метрео» - измерение). Оптометрист со средним медицинским образованием должен владеть методами подбора обычной оптической коррекции, уметь проводить ряд методов дополнительного офтальмологического обследования (ультразвукового, функционального, электрофизиологического и др.), владеть методами функциональной (физиотерапевтической) стимуляции органа зрения. Специалист данного профиля имеет право работать на диагностической линии любого офтальмологического учреждения, в кабинетах зрительной разгрузки, в детских учреждениях, поликлиниках.

Значительно выше требования к оптометристу с высшим образованием, при этом, по-нашему мнению, он относится к специалистам восстановительной медицины. Последнее положение требует дополнительного разъяснения.

Очевидно, что профилактика неблагоприятных расстройств зрения в процессе длительной зрительной работы, а также эффективная коррекция функциональных нарушений представляется не столько актуальной, сколько крайне необходимой задачей в рамках высшего оптометрического образования как первичного, так и в виде повышения квалификации врача-офтальмолога.

В общем виде можно выделить два основных направления деятельности врача-офтальмолога (оптометриста) в рамках восстановительной медицины:

1. Функционально стимулирующее, направленное на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей зрительной системы человека, улучшение качества зрительной жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды или деятельности или имеющих хроническое зрительное утомление, как функциональное преморбидное расстройство зрения.

2. Санитарно-гигиеническое, которое выражается как система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам охраны зрения, на формирование культуры здорового глаза, а также закрепления гигиенических навыков, обеспечивающих оптимальные условия зрительного восприятия.

С нашей точки зрения, кадровая политика рассматриваемого вопроса должна включать следующие основные положения:

  • подготовка врача-офтальмолога для работы в системе восстановительной медицины заключается в дополнительном расширенном учебном цикле по офтальмоэргономике, оптической и функциональной коррекции органа зрения;
  • подготовка медицинских сестер и медицинских оптиков для работы в системе восстановительной медицины должна включать в себя вопросы общей физиотерапии глаза и функциональной коррекции зрения.

Таким образом, широкое признание восстановительной медицины является, с нашей точки зрения, мощным стимулом для привлечения врачей – офтальмологов в сферу лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в различных учреждениях восстановительной медицины (санатории, дома отдыха, реабилитационные центры, кабинеты зрительной разгрузки и т.д.).

Данное направление является несомненно новым как в сфере офтальмологии, так и в рамках восстановительной медицины. В связи с этим, в настоящее время разработаны соответствующие программы обучения, включающие в себя следующие основные разделы: «Основные положения оптометрии и офтальмоэргономики зрительно-напряженного труда», «Методы функциональной коррекции зрения», «Основные методы физиотерапии заболеваний глаз», «Методы восстановительной медицины в офтальмологии».

При этом обучение планируется проводить на базах лаборатории функциональной коррекции зрения Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии, кабинета лазерной коррекции зрения 6 Центрального военного клинического госпиталя и отдела офтальмохирургии поликлиники «Газпром».

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.