Являются ли люди прирожденными каннибалами?

Десятилетиями не остывал интерес к человеческому каннибализму, остающемуся весьма распространенным явлением. Но с поступлением новых потрясающих воображение свидетельств приходится признавать, что наши не столь отдаленные предки вполне обыкновенно убивали и ели друг друга, рассказывает Ричард Холлингэм (Richard Hollingham)

Как обычно в таком случае, Эрмина Мейвиса (Meiwes), живущего в маленьком немецком городке, соседи характеризовали как «тихоню». На самом деле, как сейчас известно миру, его истинная сущность весьма отличалась от этой характеристики. Мейвис был убийцей-каннибалом, безжалостно убившим и частично съевшим человека, известного как Юрген Б. из Берлина, 42 лет от роду, который встретил его в интернетовском чате. Делает этот случай намного более шокирующим то, что, по-видимому, Юрген Б… желал, чтобы его съели (!)

Случай Мейвиса, а также шумиха, поднятая в СМИ, послужили напоминанием о способности каннибализма потрясать и зачаровывать. От образа Ганнибала Лектера, созданного Энтони Хопкинсом до реальных свидетельств Доннер Пати, команды американских первопроходцев, в декабре 1846 путешествовавших по горам Сьерра-Невада, и нашедших единственное спасение от неминуемой гибели в пожирании своих товарищей – истории о каннибализме весьма убедительны. Кто останется безразличным к истории уругвайской команды регбистов, которая потерпела крушение в отдаленной части Анд и была вынуждена питаться телами умерших товарищей по команде?

Современный каннибализм привлекает внимание еще и потому, что на его примере видно, насколько крайними могут быть аномалии человеческого поведения – как поступки, продиктованные стремлением к выживанию отчаявшихся людей, так и кровавые преступления, совершаемые безумцами.

Это возможно покажется странным, однако первобытный каннибализм зачастую рассматривается с той же точки зрения. Несмотря на поступление все новых и новых археологических и антропологических данных, многие ученые уверены, что каннибализм представляет собой явление, слабо характеризующее нравы доисторических человеческих сообществ. Однако в последние годы были опубликованы результаты исследований, говорящие о том, что человеческий каннибализм был гораздо более широко распространен, чем мы можем себе представить. Данные современных биохимических и генетических исследований свидетельствуют о том, что потребление человеческой плоти было тривиальным явлением, можно даже сказать, социально приемлемым.

И что самое ужасное, если ученые правы, многие из нас обладают механизмами генетической защиты против заболеваний, передаваемых при поедании наших братьев по разуму. Эти весьма спорные заявления вызвали бурные и очень напряженные дискуссии. До недавних пор аргументы фокусировались на двух типах свидетельств – основывающихся на отчетах путешественников и антропологов, и отметинах на человеческих костях, найденных на местах археологических раскопок.

В рядах ученых, уверенных в широком распространении каннибализма, археолог Тимоти Тэйлор из Брэдфордского университета, Великобритания. Он приводит множество антропологических свидетельств, накопленных многими поколениями исследователей за сотни лет – начиная от рассказов древних греков, отчетов великих мореплавателей, таких, как Христофор Колумб и Джеймс Кук, и заканчивая датированными двадцатым веком исследованиями антрополога Эдварда Гиффорда из Калифорнийского университета. В 1951 году по материалам изучения доисторической культуры Фиджи, Гиффорд заключил, что «человек был наиболее часто потребляемым в пищу позвоночным животным после рыбы». Тэйлор также указывал на археологические подтверждения этого – «по отметкам человеческих зубов на костях животных мы можем делать вывод, что эти животные были частью человеческой диеты. Следуя той же самой логике, мы не можем не принимать во внимание аналогичные отметины на костях человека».

Такие кости встречаются по всему миру на протяжении всех периодов человеческой истории. Недавно, к примеру, ученый палеоантрополог Тим Уайт из Калифорнийского университете на раскопках в Эфиопии извлек три ископаемых черепа, возраст которых составляет 160 тысяч лет. Они явились старейшими известными науке ископаемыми черепами современного человека, но это еще не все: на каждом из них заметны насечки, которые свидетельствуют о том, что черепа были оскальпированы. Предшествующие исследования Уайта показали аналогичные отметины на костях гоминидов, датирующихся 600 тыс. лет до н.э., и они преподносились как убедительное подтверждение распространенности каннибализма неандертальцев, проживавших на территории нынешней Франции. (Science, vol 286, p 128).

Аналогичные свидетельства были также найдены на раскопках в Аризоне, США. В начале девяностых годов на стойбище, датировавшемся началом 12 столетия, были обнаружены огромные захоронения человеческих костей. Кости носили признаки того, что тела сначала разделывались, а затем готовились: на них видны насечки и следы длительной кулинарной обработки. Более того, некоторые части скелета отсутствовали, и по этому поводу исследователи предположили, что эти кости были раздроблены с целью извлечения костного мозга. Уайт по этому поводу заметил, что куда ни обратишь свой взгляд, всюду можно натолкнуться на этот феномен. Это является подтверждением широкого распространения каннибализма на территории Франции, Англии, Мексики и Северной Америки.

Тем не менее, антропологические и археологические свидетельства весьма относительны. Скептики же указывают на то, что ни один источник не может быть назван надежным, поскольку нет непосредственных свидетелей актов каннибализма, будь то путешественник или антрополог, а все доказательства, указывающие на практику поедания человеческой плоти нашими предками, являются косвенными. Даже широко известный «праздник мертвечины» в Папуа – Новой Гвинее никогда не имел очевидцев. Более того, насечки на человеческих костях могли возникнуть множеством разных путей, которые необходимо исключать прежде, чем делать вывод о том, что они нанесены каннибалами. Они могут, к примеру, быть следствием проведения разнообразных похоронных ритуалов. И даже если имели место человеческие жертвоприношения, это не обязательно означало, что человеческое мясо шло в пищу.

"Из 10,000 антропологов в мире, не один не был очевидцем того, как человеческое существо было забито и съедено" говорит профессор антропологии Билл Аренс из университета университета Нью Йорка New автор книги Миф о людоедстве (Man-Eating Myth (Oxford University Press, 1980). Более того, отметки на костях должны быть интерпретированы во всех смыслах, прежде чем делать заключение, что они сделаны каннибалами. Например они могут появляться при конфликтах межу врагами, во время исполнения похоронных ритуалов. Даже если людей и забивали, это совсем не значит, что вслед за этим их поедали.

Однако в прошлом году появились новые подтверждения в пользу противоположной точки зрения, которые поколебали позиции скептиков от науки и подтвердили точку зрения Taylor.

Первое из них было найдено на территории нынешнего юго-западного Колорадо (США). Здесь 850 лет назад в маленьком пуэбло по меньшей мере семь человек были зарезаны, приготовлены и съедены. Это свидетельство акта каннибализма было исчерпывающим, и являлось первым твердым доказательством, что на территории доколумбовой Америки убивали и поедали людей (Nature, vol 407, p 74).

Раскопки показали, что типичное поселение людоедов представляло собой три цилиндрических жилища от трех до пяти метров в диаметре, сооруженных из высушенного на солнце глиняного кирпича-сырца.

Последующие раскопки и изучение полученных материалов показали, что эти жилища были внезапно покинуты где-то около 1150 года. Жильцы оставили после себя все – от кухонных горшков и утвари до шлифовальных камней и украшений. Но это было самой жуткой находкой экспедиций их группы, возглавляемой патологоанатомом Ричардом Марларом из Колорадской Медицинской Школы (Денвер) (Colorado School of Medicine in Denver), в яме, оставшейся от одного из зданий, были найдены более тысячи костей и человеческих костных фрагментов. Детальная экспертиза показала присутствие насечек на костях и следы человеческой крови на каменных резаках. Поблизости оказались осколки от кухонного горшка, а в золе очага нашлись окаменевшие человеческие фекалии, так называемые копролиты.
Марлар и его группа заподозрили акт людоедства, поэтому провели биохимические исследования кухонной посуды и копролита. Они искали следы человеческого миоглобина, белка, который находится только в скелетных и сердечных мышцах и используется только для хранения и транспортировки кислорода.

Приготовлены и съедены.

Они подвергли черепки кухонного горшка иммунологическому исследованию, в котором использовались антитела, связывающиеся только со специфическим белком – в этом случае человеческим миоглобином.
Анализ показал, что человеческий миоглобин действительно присутствовал в горшке, причем принимается во внимание то, что исследования остальных 29 образцов с близлежащих участков археологических раскопок, датированных от 150 до 1175 г.г., не дали такого результата. Другими словами, почти не вызывает сомнения тот факт, что человеческую плоть готовили на территории этого участка.
Но была ли она съедена? Чтобы выяснить это, они подвергли копролит тому же типу исследований. Под микроскопом выяснилось, что в фекалиях отсутствуют гранулы крахмала, и это заставляет предположить, что человек, производивший эти фекалии, в пищу использовал только мясо. Никто бы не удивился, если бы были найдены человеческие белки в фекалиях, поскольку мы постоянно извергаем эпителиальные клетки кишечника вместе с калом. Но в рядовом случае обнаружение миоглобина было бы почти невероятно.
В кале контрольной группы, включающей 39 современных людей (в том числе и с кровью в фекалиях), а также в 20 других образцах доисторического копролита, не было выявлено никаких следов миоглобина.

Поскольку белок найден только в скелетных и сердечных мышцах, положительные результаты исследования показали бы, что человеческая плоть была потреблена в пищу. Это дало, как сказал Марлал, «первое прямое доказательство каннибализма на американском юго-западе».

Но некоторые антропологи полагают, что следует быть осторожными с интерпретацией результатов исследования. «Это исследование только показывает, что акт людоедства имел место на этой отдельно взятой территории» - говорит Аренс. «Но не доказывает, что это явление было широко распространено.» Он посвятил более 30 лет разоблачению свидетельств тех, кто полагает, что каннибализм был характерен для человеческих сообществ. Он выразился таким образом – «Иногда я думаю, что бьюсь головой об кирпичную стену. Мы видим находки одного – двух археологов, но это не значит, что имела место цивилизация каннибализма.»

Да, могли быть отдельные случаи людоедства, но где доказательства того, что каннибализм был широко распространен в ранних человеческих сообществах? Джон Коллинг из Лондонского университетского колледжа полагает, что имеет его, однако его доказательство происходит из ненадежного источника. В прошлогодней публикации группа Коллинга под предводительством Симона Мида сообщала об их исследовании относительно проявлений болезни мозга, называемой «куру», обнаруженной у людей племени Фор в отдаленной местности Папуа Новой Гвинеи.

Поедание предков.
Куру – это вирусное заболевание, сходное с так называемой болезнью коровьего бешенства. Хотя такие пиршества никогда не были засвидетельствованы посторонними, вероятно австралийская народность Fore имела обыкновение поедать своих мертвецов. Куру переедается при поедании мозговой ткани.

Австралийская колониальная администрация свидетельствует, что с тех пор как запрещены похоронные ритуалы, распространенность куру начала падать. Следует отметить, что куру поражало в основном женщин и детей, которые были основными участниками ритуалов.

Не смотря на эти тревожные сведения, что наши предки регулярно ели человеческую плоть многие люди отказываются в это верить. А тем временем во время допроса полицией во время ареста Мэйвис (Meiwes) показал: "В настоящее время в Германии живет около 800 каннибалов."

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.