Анализ профессиональной деятельности вокалистов в современных социально-экономических условиях как показатель необходимости дальнейшего совершенствования фониатрической помощи в России

Рудин Л.Б. (Москва), Чернявская Г.В. (Краснодар)

В современной России в водоворот рыночных отношений попали все виды деятельности, в том числе и театральное искусство, особенно оперное. Современный певец уже не тот, что прежде. Голосовой аппарат стал живым товаром, покупаемым и продаваемым, что продиктовано, прежде всего, финансовыми интересами, как самих вокалистов, так и их импресарио, руководства театров и т.д. Данное положение касается, прежде всего, зарубежных контрактов с наиболее ликвидными исполнителями, проявляющими определенные профессиональные качества. В данной группе артистов не менее важным становится вопрос для профессионального роста и творческого самоудовлетворения.

Подавляющее же большинство вокалистов максимально загружает себя, руководствуясь, прежде всего финансовыми интересами.

Проведенные исследования показали, что, например, в Патриаршем хоре Храма Христа Спасителя, состоящего из 30 человек (14 мужчин, 16 женщин), Одну (данную) работу в настоящее время имеют 9 человек (30%). Из них 4 человека — пенсионеры, 1 человек — в декретном отпуске, 5 человек — по другим обстоятельствам; 2 работы по специальности имеют 11 чел. (36,7%); 3 работы по специальности имеют 2 человека (6,7%); 2 работы, но по разным специальностям имеют 6 чел. (20%); 2 работы певческого характера и 1 по другой специальности 2 чел. (6,7%). Таким образом, более одной работы вокальной направленности имеют 15 чел. (50%). Подобные данные получены среди солистов и артистов хора Московского музыкального театра «Геликон» (60 чел.), где помимо основной работы и совмещений добавляется обучение в ВУЗах и аспирантуре; а также среди педагогов Краснодарской Государственной консерватории. Длительность голосовых нагрузок варьируется от 1 часа до 4-6 часов в день, с различным количеством выходных дней, а порой и их отсутствием. К тому же, среди работающих студентов (данные по Московскому Государственному университету культуры и Краснодарской Государственной консерватории) в подавляющем большинстве случаев изменено отношение к занятиям по специальности, которые зачастую становятся нерегулярными, что отражается на выработке профессиональных качеств, а это в свою очередь ведет к росту фониатрической патологии и увеличению сроков реабилитации. Подобное положение подтверждается данными других авторов (Ю.С.Василенко, О.Г.Павлихин, З.А.Изгарышева).

В сложившейся ситуации профессионалы голоса чаще всего не прерывают трудовую деятельность при начинающихся голосовых расстройствах или острых заболеваниях. Все чаще и чаще острые трахеиты, риносинуситы, ОРВИ, ларингиты перестают являться препятствием для выполнения артистами своих обязанностей, хотя активное лечение у фониатра и других специалистов продолжается на протяжении всего периода болезни, который, как правило, значительно затягивается. Это также согласуется с данными А.О.Золотых по Московскому городскому фониатрическому центру (2001г.) и Ю.Е.Степановой по НИИ уха, горла, носа и речи Санкт-Петербурга (2001г.).

Из всего сказанного становится понятным, что деятельность врача-фониатра, и особенно работающего в театре, приобретает все большее значение. При этом спрос на фониатрическую помощь неуклонно возрастает. Современные условия диктуют совершенно иные подходы к решению прежних проблем фониатрии. Прежде всего, это должно касаться широкого внедрения в практику просветительских и профилактических мероприятий. Вопросы гигиены голоса должны стать первостепенными, при этом их концептуальность должна быть также четко адаптирована к новым социально-экономическим условиям. Другой важнейшей проблемой является материально-техническое оснащение фониатрического кабинета, в том числе и театрального. Чем выше этот уровень, тем более эффективным оказывается диагностический, а значит и лечебный процесс. Дорогостоящее оборудование ведущих фирм должно рассматриваться руководством не как роскошь или прихоть врача, а как средство, интенсифицирующее его работу и выводящее фониатрическую службу на мощный современный уровень.

Этой проблеме было уделено большое внимание со стороны таких авторов, как Г.Ф.Иванченко, Ю.С.Василенко, О.С.Орловой, С.Б.Ткаченко, Р.А.Хальфина, доложивших на научно-практической конференции «Актуальные вопросы фониатрии и реконструктивной хирургии гортани» в 2002г. о состоянии и перспективах развития оториноларингологической и фониатрической помощи в России.

Широкий спектр лекарственных средств, в том числе дорогостоящих и редко используемых, физиотерапевтическое оборудование должны присутствовать в оснащении кабинета.
Таким образом, современная фониатрическая помощь, особенно в театре, должна по мере своих сил и возможностей отходить от рутинных устоев и переходить на принципиально новый уровень своего развития и функционирования.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.