Права пациента

В России - одном из богатейших государств планеты, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на первом месте в мире, а уровень здравоохранения - на 131 (на 132-м Гондурас. Воз, Отчет за 2001 год).

Права пациента

Большинство проблем российских пациентов происходит от незнания того, где, как и что, нужно предпринять, чтобы получить своевременную и качественную помощь.

В большинстве случаев пациенты даже не подозревают, что могут использовать имеющиеся у них права для получения качественной медицинской помощи…

Права пациента - это инструмент для поиска и получения качественной медицинской помощи, средство для управления своей личной безопасностью при обращении за медицинской помощью, способ защиты от медицинских услуг опасных для здоровья. Однако для того, чтобы пользоваться любым инструментом, человеку, по меньшей мере, следует узнать его назначение, получить хотя бы общее представление о том, как он устроен, разобраться в том, где, в каких условиях и как придется его использовать.

С самого начала следует уточнить: чем использование прав отличается от любых других вариантов дозволенных или рекомендуемых действий пациента?
Отличие принципиальное!

Если пациент пользуется неким дозволением, человек в белом халате может к этому относится индифферентно.
Если же пациент решил осуществить свое определенное законодательством право и сформулировал это решение в устном или письменном виде, ситуация кардинально изменяется. В данном случае любой медработник (в том числе должностное лицо) будет обязан обеспечить пациенту возможность избранным правом воспользоваться. Выполнение требований пациента, связанных с использованием им своих права обязательно для всех лиц, участвующих в оказании медицинской помощи.

Невыполнение этих требований является ущемлением или нарушением прав пациента и становится основанием для привлечения виновных лиц к юридической ответственности!

Таким образом, использование пациентом своих прав является ни чем иным, как механизмом его воздействия на окружающую медицинскую обстановку. Эти воздействия способны изменять поведение медработников и должностных лиц учреждений в направлении, представляющем интерес для пациента. Понятно, что "направление, представляющее интерес для пациента" - это высокое качество и своевременность медицинской помощи.
Права пациента - это инструменты управления процессом оказания медицинской помощи. Используя свои права, сам пациент (или назначенный им представитель) способен принять решения о целесообразности самого медицинского вмешательства, о месте его проведения, об условиях в которых оно будет осуществлено, об обстановке, о его участниках, о необходимой для него медицинской информации, о виде и объеме вмешательства, о привлечении других лиц, представляющих или защищающих интересы пациента.

Сегодня же каждый гражданин России перед входом в медицинское учреждение попадает в ситуацию "витязя на распутье". У него три, но очень разных пути.

Первый путь хорошо знаком. Это "путь советского пациента" - слушаться, верить, терпеть, молчать ("путь терпения").

Путь второй - за все платить, но при этом, чтобы не расстраиваться, лучше не вспоминать о том, что помощь, в подавляющем большинстве случаев, будет оказываться там же, теми же лицами и примерно на том же уровне, как и на пути, номер один, другим будет только ее внешняя обстановка ("путь денег").

И есть третий путь. Это путь, который проверен и активно используется всем цивилизованным миром, путь, основанный на понимании своих прав, путь самостоятельного, активного и грамотного использования пациентом того медицинского потенциала, который имеется в данном государстве - его можно назвать "путь знаний".

Да, пациент может придти к качественной медицинской помощи двумя путями. Сегодня путь российского пациента видится как путь осторожного, информированного, конструктивного реалиста, человека, знающего чего нужно избегать, а к чему стремиться. Нашему многострадальному рядовому гражданину еще предстоит стать потребителем медицинских услуг и научиться тщательно и неторопливо выбирать самых лучших врачей, современную технику, комфортные условия пребывания и эффективные лекарства. Все это можно найти в государственном здравоохранении и получить в соответствии со статьей 41 Конституции бесплатно. Как говорится - кто ищет, тот всегда найдет. Но сегодня, граждане, попадая в систему здравоохранения, помните, пожалуйста, о своей безопасности, это пока, к сожалению, необходимо.

Права пациента (их пятнадцать) - это прямо указанный в законодательстве перечень
требований (законных притязаний) пациента, которые работники здравоохранения обязаны выполнять беспрекословно, в противном случае их действия являются правонарушением и наказуемы законом. Права утверждены Основами законодательства об охране здоровья граждан РФ еще в 1993 году.

Установлено, что при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или. медицинским вмешательством, доступными способами
и средствами;

6. сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

7. информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения;

14. непосредственное знакомство с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получение консультации по ней у других специалистов;

15. обращение с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии, либо в суд в случаях нарушения его прав.

Если их человек их не знает - работникам здравоохранения с таким пациентом обращаться легко: ему можно предложить....
Возникает несколько вполне закономерных вопросов.
Почему наши пациенты и врачи не обладают полноценной статистической и правовой информацией о реальном положении дел в системе бесплатной медицинской помощи?

Почему перечисленные выше серьезные и значимые для жизни и здоровья миллионов граждан проблемы не становятся достоянием гласности и предметом открытых дискуссий?
Почему о них не встречается упоминаний даже в самых подробных интервью с ежегодно сменяющимися руководителями здравоохранения и уважаемыми учеными-медиками?

Какими способами удается власти и ее системе государственного здравоохранения в течение многих лет удерживать эти сведения в "зоне недосягаемости" для публичного обсуждения?
Есть все основания считать, что на три этих вопроса ответ один - это результат достаточно искусного использования инструмента воздействия на людей, использования очень эффективного способа социального контроля народных масс и отдельных индивидов, который называется "манипулирование".
Последнее известно как всегда временный, но наиболее дешевый для любой власти способ правления. В отличие от обычного управления, осуществляющегося в интересах общества и каждого его члена, манипулирование - это "использование" людей для достижения целей, которые не только не нужны гражданам, но, в ряде случаев, для них просто опасны.
Прием этот древний и интернациональный, но в течение последних восьмидесяти лет российский государственный аппарат овладел им в совершенстве. Зачем и с помощью каких приемов человека можно превратить в объект манипулирования - вопрос достаточно интересный.
Человек, вынужденный обратиться за медицинской помощью, обычно, по своему физическому и психологическому состоянию не способен в полном объеме самостоятельно контролировать свою безопасность, вопросы соблюдения и защиты, личных прав, оценивать качество оказываемой ему медицинской помощи. Отказаться же от этих действий - почти всегда означает ухудшение перспектив выздоровления.
В условиях российского здравоохранения пока трудно назвать другой реальный путь личного контроля медицинской ситуации, кроме использования возможностей представительства прав и интересов пациента. Именно этот подход к решению многих проблем позволит "здесь и сейчас" любой семье реально защитить интересы и безопасность одного из своих членов в случае, если жизнь его сделала пациентом. 

31 мая 2012
Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Все самое интересное и полезное на тему пластической хирургии, косметологии и здоровья ежедневно в вашем телефоне.

Найдите в контактах @medafarm и добавьте его к себе в контакты или перейдите, предварительно зарегистрировавшись, на страницу канала.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.