Старики - работники

Обычно немолодых сотрудников к постоянному отдыху подталкивает и руководство фирм. Считается, что у них замедляется реакция, быстрее наступает усталость, учащаются болезни. „Менеджеры убеждены, что в возрасте свыше 50 лет у персонала прогрессирует снижение работоспособности”, - говорит профессор производственной медицины Инна Юбершер. Вследствие этого порочного мнения фирмы теряют опытных рабочих, которые могли бы еще дать немало пользы ”: „Мы доказали, что люди преклонных лет, которые регулярно занимаются спортом, еще очень долго могут практически ни в чем не отставать от молодых коллег. Идет речь, конечно, не о тяжелом физическом труде, ибо с годами мышцы действительно ослабевают. Это вполне естественно. Однако в современном высокотехнологическом производстве таких рабочих мест – всего пять процентов. Во всех других случаях решающую роль играет желание работать, оставаться активным и, соответственно, хорошая физическая форма.”

„Мозг нужно стимулировать. Побуждать его к работе. Это может быть разгадывание кроссвордов, заучивание стихотворений, освоение каких-то новых технических приборов. Посещения оперы или театрального представления – тоже хороший стимул. А еще наши исследования показали, что в преклонном возрасте чрезвычайно важны социальные контакты. Их должно быть как можно больше. Мы провели эксперимент с группой пенсионеров и оказалось, что у тех из них, которые на протяжении месяца общались со многими разными людьми, заметно активизировалась функция фронтальных участков головного мозга," – рассказывает профессор нейробиологии Бохумского университета Ирен Даум. До недавнего времени научные работники исходили из того, что с годами эффективность работы мозга снижается. Прежде всего, вследствие уменьшения массы последнего.

В преклонном возрасте объем лобовой части умственного аппарата человека сокращается с каждым десятилетием на пять процентов. Гиппокамп – участок коры больших полушарий, который отвечает за процессы запоминания и обучение - на склоне жизни в целом теряет сверх трети первоначального объема. „Однако, как засвидетельствовали последние исследования, это отнюдь не обязательно должно означать, что мозг неспособен больше полноценно работать”, - объясняет Ирен Даум: „Новым оказалось то, что потеря массы напрямую не связана с отмиранием клеток. Они, по-прежнему, имеются в мозге, хоть и с ограниченными функциями. Клеточные мембраны местами повреждаются, несколько нарушаются контакты между нейронами и тому подобное. Но главное, что ткани не отсутствуют. Ими, так сказать, просто не пользовались.”

Мозг человека, как говорят нейробиологи, остается „пластичным” док глубокой старости. При желании, мы действительно можем учиться смолоду и до преклонных лет. При тренировке, то есть, при усвоении новой информации „заржавленные нейронные контакты” частично возобновляются. Чтобы компенсировать возрастное сжатие мозга, природа предусмотрела и другие механизмы. „Позитронно-эмиссионная томография помогла увидеть, как они функционируют," - ведет дальше профессор Даум: „Для того чтобы запомнить что-то новое, у людей преклонных лет, в отличие от молодежи, активизируется не одно мозговое полушарие, а две - в порядке очереди. Таким образом, привлекаются дополнительные ресурсы.” Правда, процесс познания становится более длительным.

В одном из экспериментов научные работники Цюрихского университета раздали участникам карточки с колонками слов, предупредив, что время на их запоминание очень ограничено. Буквально за несколько минут карточку забирали, выдавая вместо нее новую. По завершению теста, молодые люди от 17-ти до 30-ти могли вспомнить в пять раз больше слов, чем пенсионеры. Но если время не играло ни одной роли, то есть, участники сами решали, когда они готовы „составить экзамен”, то количество усвоенных слов было приблизительно одинаковым. Профессор Матиас Клиэль: „Мы осуществили ряд опытов среди самых разнообразных вековых категорий: от детского садика – до тех, кто приближается к ста годам. Мы владеем доказательствами, что люди с физически неповрежденным мозгом, которые не страдают от болезни Альцгеймера, слабоумия и тому подобное, в принципе в состоянии в любом возрасте конкурировать в обучении с молодежью. Я не хочу сказать, что успехи будут вполне одинаковы.

Очень много зависит от условий. Но возможность есть, и жаль, когда ее пренебрегают.” Разные виды памяти по-разному оказывают сопротивление старости. Двигательная память, например, страдает менее всего. Тот, кто когда-то научился хорошо ездить на велосипеде, уже никогда не забудет, как это делается. Почти не отказывает и семантическая память. Запас усвоенных слов – если, конечно, им активно пользоваться - не то, что не уменьшается, а пополняется с годами.

Худшее дело с кратковременным запоминанием информации. „Куда я положил ключ? За чем пошел в комнату? Где дел бумажник?” – знакомые ситуации, которые часто доводят до отчаяния”, - говорит нейробиолог Бохумского университета Ирен Даум: „Для меня это один из самых интересных вопросов: разработать такие стратегии, такие методы тренировки, которые помогут людям преклонных лет бороться с „бытовыми провалами” в памяти. Сегодня научные работники убеждены, что это вполне реально.”

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.