Коррекционная психология

Коррекционная психология (специальная психология) — это одна из отраслей психологической науки, исследующая психологические особенности взрослых и детей, имеющих врожденные или приобретенные отклонения в психофизическом развитии.

Специалисты в области коррекционной психологии помогают людям, находящимся в особых состояниях, возникающих, в основном, в детском и подростко-юношеском возрасте под влиянием разных факторов (функциональной или органической природы) и проявляющихся в задержке или явно выраженном своеобразии психосоциального развития личности, затрудняющих ее социальную и психологическую адаптацию.

Цель психолога — выявить, устранить и предотвратить дисбаланс между процессом развития и обучения детей с особыми потребностями и их индивидуальными возможностями, создать условия для социальной адаптации, помочь ребенку влиться в образовательное пространство и определиться в профессиональном плане.

Кому и в каких ситуациях может помочь коррекционная психология?

Пациентами коррекционного психолога являются преимущественно дети с аномалиями психического, соматического, сенсорного, интеллектуального, личностно-социального развития, а также взрослые с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями здоровья. Специалист может помочь также

  • детям и подросткам, страдающим повышенной возбудимостью, склонным к агрессии и депрессивным состояниям
  • детям, которые в силу разных причин лишены контактов со сверстниками
  • детям и взрослым с ограниченными возможностями (слепые, глухонемые и т.п.)

Психическая депривация, возникающая в детском возрасте — это состояние, которое развивается вследствие неудовлетворенной потребности ребенка в материнской любви, а также при недостатке двигательной активности и впечатлений в широком смысле этого слова. По мнению психологов, потребность малыша в различных впечатлениях превышает потребность утоления голода и жажды. Именно поэтому, если ребенок ограничен в движении, не выходит из своей комнаты (или из больничной палаты), не контактирует со сверстниками и не имеет достаточного количества игрушек, его психическое развитие неизбежно страдает.

Зачастую для таких детей характерна повышенная возбудимость, агрессия, частые депрессивные состояния. Даже младенцы, когда их туго пеленают, начинают проявлять беспокойство, так как вынужденное ограничение движения негативно отражается на самочувствии ребенка.

Основная задача коррекционной психологии (в пространстве нормального детства) — это полноценное психическое и личностное развитие ребенка.

Коррекция эмоциональной сферы проводится только после выяснения психологических проблем. Они могут возникнуть вследствие природных особенностей, или же сформироваться по причине семейного воспитания или отношения педагога.

Тестирование эмоционально неуравновешенных детей — бесполезное занятие. Зачастую ребенок просто нуждается в человеческом отношении и понимании, хотя, многие из пациентов очень сложно идут на контакт. Таких детей лучше на время оставить в покое, а затем попытаться заинтересовать какой-либо деятельностью.

Методы оказания психологической помощи

Прежде всего, следует установить причины, вызвавшие то или другое психическое явление. Затем выяснить возможные перспективы дальнейших изменений и динамику их развития. В связи с тем, что у аномальных детей деятельность характеризует уровень их развития, психологу следует реализовать принцип единства сознания (регулятора поведения человека) и его деятельности.

Выбор метода лечения ребенка зависит не только от его психического состояния, но и от степени сложности психологического нарушения. Это может быть наблюдение, беседа, различные психофизиологические способы, анамнестический и биографический метод, изучение продуктов творчества, а также стандартизированные и нестандартизированные методики.

Как правило, лечение такой категории детей проводится при помощи игровой терапии, арттерапевтических методик, эмаготерапии (лечения образами), а также коррекционного лечения музыкой. В этом случае ребенок может пережить свои ранее подавленные чувства.

При помощи сказкотерапии дети идентифицируют себя со сказочными героями, вместе с ними переживают внутриличностные конфликты и переживания, и успешно их разрешают. Все психологические знания должны подаваться в соответствии с возрастом. Это поможет справиться с чувством неполноценности, одиночества, а также освободиться от гнетущих эмоций, чувства стыда или вины.

Разумеется, выбор коррекционного психолога остается за родителями или опекунами. Главное, чтобы это был  профессионал, вызывающий чувство симпатии и доверия, умеющий контролировать свое поведение, а также обладающий терпением, находчивостью и способностью располагать к себе.

02 сентября 2013
Теги:

Читайте еще по теме

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Рейтинг пластических хирургов 2016