Роль и место психологической службы в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению.

Момот В.А.
НЛПУ «Санаторий «Солнечный берег» ВОС г. Геленджик

В современной литературе представлено достаточное количество материала, на основе которого имеется возможность сформировать отчетливые представления об особенностях психического статуса лиц имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.

Согласно данным ВОЗ в период с 1994 по 2003 год число людей, утративших способность к зрительному восприятию, возросло в 2,6 раза по причине только травматических повреждений органов зрения. Учитывая то обстоятельство, что большинство таких лиц – молодые трудоспособные люди, является совершенно очевидным, что вопросы их скорейшей реабилитации и интеграции в систему общественных отношений особенно остро стоят перед современной наукой.

Является совершенно очевидным, что утрата зрения представляет собой один из тех дефектов, который оказывает существенное влияние на всю структуру личности и довольно часто сопровождается высоким уровнем невротизации.

Выделяют две основные причины утраты (снижения) функции зрительного восприятия:

  • врожденная слепота, которая обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в пренатальный период либо является следствием передачи некоторых дефектов зрения в наследственной форме;
  • приобретенная слепота, которая обычно выступает в форме причинно-следственной связи перенесенных заболеваний органов зрения, осложнений после общих заболеваний организма и заболеваний центральной нервной системы, травматических поражений мозга или органов зрения.

Потеря зрения в той или иной форме приводит к определенным закономерностям перестройки всей психической деятельности человека. Установлено, что на начальных этапах этот процесс характеризуется наличием определенных признаков внутреннего дискомфорта и сопровождается резко выраженными психологическими проявлениями негативного характера (снижение психической активности, ухудшение психоэмоционального состояния, наличие депрессивного фона и т.д.).

Необходимо также отметить, что помимо нарушений в личностной сфере, которые в значительной степени ограничивают возможности межличностного взаимодействия и становления системы отношений слепых и слабовидящих людей, имеют место еще и нарушения высших психических функций (памяти, внимания, мышления, и пр.), которые носят характер вторичных проявлений,

В системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению наряду с восстановительными медицинскими мероприятиями и профессиональными аспектами обучения необходимо учитывать и возможности оказания психологической помощи, причем последнее направление, по мнению специалистов различного профиля, должно занимать едва ли не доминирующее положение.

Необходимость изучения данного аспекта вызвана тем, что, как показывают практические исследования, особое значение для инвалида по зрению наряду с проведением восстановительных медицинских мероприятий приобретают возможности оказания социально-психологической помощи, эмоциональной поддержки, как со стороны близких людей, так и общества в целом.

Это существенным образом предопределяет дальнейший процесс интеграции инвалида по зрению в систему трудовых отношений и его возвращения в структуру общественных связей.
Под социально-психологической реабилитацией в широком смысле следует понимать систему медико-психологических, педагогических и профессиональных мероприятий, направленных на устранение признаков психического неблагополучия, восстановление психического здоровья и трудоспособности лиц, утративших зрение.

В более узком смысле социально-психологическая реабилитация лиц, утративших зрение - это восстановление психических функций, процессов, форм поведения и личностных особенностей инвалидов, нарушенных вследствие потери зрения.

Основная цель социально-психологической реабилитации – оказание лицам, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности, психологической помощи, эмоциональной поддержки, повышение их адаптивных возможностей к окружающей действительности.

В целом, можно отметить, что социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению тесно связана с проблемами их адаптации и социализации и проводится в целях облегчения процесса их активного приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

Основные задачи психологической службы в системе комплексной реабилитации инвалидов по зрению:

  • изучение особенностей психического развития слепых и слабовидящих людей, поиск и разработка наиболее оптимальных путей и способов его коррекции, составление индивидуальных программ реабилитационной работы;
  • проведение психокоррекционной работы с целью восстановления (укрепления) личностного и социального статуса реабилитируемого;
  • изучение психических особенностей восприятия, памяти, мышления в условиях дефицита информации связанного с отсутствием зрения или его слабостью.
  • комплексная диагностика индивидуально-психологических, личностных, психофизиологических особенностей инвалидов по зрению, межличностных отношений;
  • изучение возможностей компенсации нарушений зрительного восприятия с помощью других анализаторов.

Полученные в ходе многочисленных исследований результаты позволяют на научной основе строить процесс обучения, воспитания и организации трудовой деятельности лиц, утративших зрение, разрабатывать комплексные программы их лечения и реабилитации, своевременно проводить профилактику психических и психосоматических заболеваний, вызванных острой психотравмой с целью недопущения их возникновения и прогрессирования.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.