Врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации подростков.

ГлавнаяСтатьи докторуПедиатрия и неонатология → Врачебно-профессиональное консультирование и медицинское обеспечение профессиональной ориентации подростков.

Доклад на Всероссийском совещании-семинаре «Врачебное консультирование и профессиональная ориентация подростков», Архангельск, 9 декабря 2003 г.

Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. Выбор профессионального пути, учебного заведения профессионального образования, последующее рациональное трудоустройство являются важными задачами, решаемыми подростками. Помочь в правильном выборе профессиональной деятельности юношам и девушкам, имеющим хронические заболевания и функциональные расстройства, призвана медицинская профессиональная ориентация (МПО), являющаяся частью профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на психологическую подготовку подростка к выбору профессии на основе ознакомления с его интересами, наклонностями, способностями, состоянием здоровья, особенностями физического и психического статуса, а также с учетом знаний о характере различных профессий и требованиях, предъявляемых ими к состоянию здоровья и личностным особенностям работающих.

В соответствии с приказами Минздрава РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и № 154 от 05.05.99 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» работа по проведению профессиональной ориентации осуществляется врачами-педиатрами, обслуживающими подростков 10-17 лет, совместно с педагогами и психологам.

Медицинская профессиональная ориентация (МПО) является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками с учетом состояния здоровья индивидуума, его психофизиологических и личностных особенностей.

МПО имеет 2 направления: врачебное профессиональное консультирование и психофизиологическую профессиональную ориентацию.

Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.

Психофизиологическая профессиональная ориентация – помощь в выборе профессии с учетом индивидуальных способностей, психологических и личностных особенностей подростка.

Актуальность и потребность в МПО в настоящее время возрастает в связи:

  • с негативными демографическими тенденциями, снижением рождаемости и резким уменьшением численности трудоспособного населения страны;
  • с неблагоприятными тенденциями в состоянии здоровья современных подростков
  • формированием рыночных отношений и увеличением требований к интенсивности и качеству труда, что соответственно вызывает увеличение нагрузки на организм в процессе трудовой деятельности и повышает требования к состоянию здоровья;
  • не уменьшающимся неблагоприятным влиянием на работающих профессионально-производственных факторов, что приводит к росту общей и профессиональной заболеваемости во многих отраслях промышленности;
  • с необходимостью самостоятельного трудоустройства выпускников по завершении общего и профессионального образования;
  • снижением возраста приема подростков на работу в соответствии с изменениями, внесенными в Трудовое законодательство РФ.

Каждый юноша или девушка имеет право на свободный выбор профессии или специальности в соответствии со своими способностями, склонностями и интересами.

Опросы школьников показывают: подростки мало знают «мир профессий», плохо информированы об условиях и характере выбранной деятельности, не знают о возможном неблагоприятном влиянии факторов производства на состояние здоровья.

При выборе профессии ни сами подростки, ни их родители не принимают во внимание имеющиеся нарушения здоровья и возможность его ухудшения в процессе трудовой деятельности.

Вместе с тем, в настоящее время почти 80% учащихся 9-11 классов в связи с отклонениями в состоянии здоровья имеют ограничения в выборе профессий, т.к. их трудовая деятельность возможно будет осуществляться в условиях контакта с вредными производственными факторами, что может привести к прогрессированию патологии. Ограничения в выборе профессии у школьников обусловлены в 65% случаев наличием хронических заболеваний и в 35% случаев имеющимися выраженными функциональными нарушениями.

12-28% учащихся, получающих начальное профессиональное образование, имеют прямые медицинские противопоказания к выбранным и изучаемым профессиям. Профессионально-производственные факторы в дальнейшем могут значительно ухудшить состояние здоровья молодых рабочих, привести к прогрессированию имеющейся патологии, развитию осложнений и ранней инвалидизации.

Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:
Информационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.

Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специ-альности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.

Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.

На каждом этапе педиатр решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа.

Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:

  • начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;
  • этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс);
  • этап профессионального обучения.

В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выяв-ленных нарушений состояния здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности.

Под профессиональной пригодностью (по медицинским показаниям) понимается наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессиями, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.

На ранних этапах врачебного профессионального консультирования по результатам профилактических осмотров детей, проводимых в 10 и 12 лет, задачей врача-педиатра является выявление патологических отклонений и назначение лечебных и коррекционных мероприятий, направленных на их устранение и профилактику прогрессирования.

В этом возрасте работа по индивидуальному врачебно-профессиональному консультированию проводится с детьми, имеющими выраженные анатомические дефекты, неустранимые хронические заболевания или необратимые расстройства функции. Родители таких детей должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребенка и наличии нарушений, обуславливающих ограниченный выбор видов деятельности, профессий и специальностей. Этот факт должен учитываться родителями, педагогами, психологами и школьным врачом в процессе формирования профессиональных намерений подростка. Таких учащихся необходимо своевременно ориентировать на профессии и специальности, не противопоказанные им по состоянию здоровья, тактично отвлекая их внимание от противопоказанных видов трудовой деятельности.

Наиболее ответственными этапами ВПК являются периоды окончательного формирования профессиональной направленности и завершения неполного общего среднего образования (9 класс) и полного общего среднего образования (10,11 классы). В эти периоды важно своевременное проведение ВПК и чрезвычайно значима индивидуальная работа врача по подбору профессий и специальностей, отвечающих интересам, желаниям и способностям подростков, что особенно существенно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Квалифицированный совет врача и подбор соответствующих профессий или специальностей должен предшествовать окончательному профессиональному выбору подростка. В противном случае у юношей и девушек, страдающих хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами, возникает психологическая травма при необходимости изменения своего решения в связи с медицинскими противопоказаниями.

Результаты врачебной профессиональной консультации, медицинские ограничения и рекомендации заносятся в специальный раздел: Медицинской карты ребенка (форма № 026/у-2000) при проведении

Заключение врачебного профессионального консультирования заносится в декретированные возрастные периоды - в 10, 12, 14-15 лет (в 9 классе) в 16 и 17 лет (в 10-11 классах).

В тех случаях, когда профессиональный выбор подростка еще не сформировался, в данном разделе Медицинской карты ребенка указываются противопоказанные профессионально-производственные факторы, а также факторы, ограничивающие круг выбираемых профессий или специальностей.

Рекомендации по трудовому обучению заносятся в Медицинскую карту ребенка (форма № 026/у-2000) в раздел «Заключение по результатам профилактических осмотров».

В связи с тем, что документы МЗ РФ регламентируют работу участкового врача-педиатра как единого врача, ответственного за здоровье ребенка до 18 лет, школьным врачам надлежит передавать всю медицинскую информацию о ребенке, в том числе и результаты врачебно-профессионального консультирования, участковым врачам-педиатрам в поликлиники по месту жительства школьника.

По завершении неполного или полного общего образования и поступлении на профессиональное обучение или на работу на каждого выпускника школы в территориальной детской поликлинике участковым педиатром и врачами-специалистами - хирургом, неврологом, окулистом, отоларингологом и др. заполняется утвержденная МЗ СССР 04.10.80 Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение - форма 086/у). В документ вносится заключение о профессиональной пригодности к выбранной профессии.

При заполнении Медицинской справки (форма 086/у) допускается использование результатов профилактических осмотров, проведенных в течение 6 месяцев, предшествующих моменту заполнения документа. В тех же случаях, когда подросток является часто или длительно болеющим или перенес в течение последнего года обучения в школе тяжелые заболевания, травмы и операции, перед заполнением справки (форма 086/у) он подлежит медицинскому освидетельствованию.

В справку форма 086/у в обязательном порядке вносится наименование учебного заведения, факультете, отделения или места работы, куда представляется данный документ, а также выбранная подростком профессия или специальность. Подписывается Медицинская справка (форма 086/у) лицами, заполнившими справку, и главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Врачебное заключение о профессиональной пригодности подростка к выбранной им профессии или специальности выносится участковым врачом-педиатром в соответствии с перечнями медицинских противопоказаний (перечнями профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья) и вписывается в соответствующий раздел (п. 12) Медицинской справки (форма 086/у) и в амбулаторную карту.

В тех случаях, когда устанавливается, что факторы производства, характерные для выбранной подростком профессии или специальности, могут оказать неблагоприятное влияние на течение имеющегося у него заболевания, об этом делается запись в Медицинской справке (форма 086/у). Врач в обязательном порядке консультирует подростка и ориентирует его на профессии, подходящие ему по состоянию здоровья, которые он может освоить и в дальнейшем успешно работать в них.

В сложных и конфликтных случаях решения о профессиональной пригодности подростка к выбранной профессии или специальности должны приниматься клинико-экспертной комиссией детского лечебно-профилактического учреждения, в состав которой входят главный врач или его заместитель, заведующие отделениями, врачи-специалисты по профилю заболевания. Представляет данные о состоянии здоровья подростка участковый педиатр. В особо сложных случаях по ходатайству клинико-экспертной комиссии к решению вопросов профессиональной пригодности и трудоустройства привлекаются врачи специализированных лечебно-профилактических учреждений, врачи по гигиене труда Центров Госсанэпиднадзора.

При проведении профессиональной консультации врач должен обосновать и разъяснить консультируемому свои рекомендации по выбору профессии и рациональному трудоустройству, а также проинформировать подростка, что при достижении 18 лет при приеме на определенные виды работ на него будут распространяться требования Приказа МЗиМП РФ № 90 от 14.03.96. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

Подросток должен знать, что при поступлении в некоторые учебные заведения (системы МВД, МО, гражданской авиации и др.) он будет проходить медицинское освидетельствование с повышенными требованиями к состоянию отдельных органов и систем организма.

Основой врачебной профессиональной консультации являются профилактические осмотры подростков, проводимые в декретированные периоды: в 10-, 12-, 14-15-, 16-, 17-летнем возрасте. Качественное проведение профилактических осмотров позволяет выявлять ранние отклонения в физическом развитии и состоянии и устанавливать возможные ограничения в выборе профессии по медицинским показаниям, т.е. устанавливать профессиональную пригодность.

Проведение профилактических осмотров регламентировано приказами № 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», № 60 от 14.03.95 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», № 151 от 07.05.98 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», № 154 от 05.05.99 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Для полноценного осуществления ВПК врач должен знать:

  • морфофункциональные особенности подросткового возраста, обуславливающие своеобразие реакций организма подростка на различные профессионально-производственные факторы;
  • особенности течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте;
  • объем медицинского освидетельствования подростка, необходимый для вынесения заключения о профессиональной пригодности;
  • условия труда и основные профессионально-производственные факторы, характерные для массовых профессий, и их влияние на организм;
  • законодательство по труду подростков;
  • основные регламентирующие и методические документы по проведению врачебного-профессионального консультирования.

При проведении профконсультирования врачу-педиатру необходимо составлять заключение и рекомендации, опираясь на следующие принципы:

  1. минимальное ограничение возможности получения профессионального образования и трудоустройства при максимальной охране здоровья;
  2. обязательный учет анамнестических сведений, данных текущей обращаемости за медицинской помощью, результатов профилактических осмотров и дополнительных обследований подростка по показаниям;
  3. комплексная оценка функционального состояния всех органов и систем с обязательным использованием функциональных проб при выявлении функциональных расстройств, характерных для подросткового возраста;
  4. уточнение формы, стадии и степени активности процесса и функциональной недостаточности органа или системы при обследовании подростка, страдающего хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями;
  5. решение вопросов профессиональной ориентации только по завершении активного патологического процесса и оценки эффективности лечения.

Врач-педиатр должен руководствоваться следующими положениями:
- при определении профессиональной пригодности больных с хроническими заболеваниями решающее значение имеет не столько сам диагноз, сколько особенности течения патологического процесса, функциональное состояние органа или системы, компенсаторные возможности организма, а также должен быть учтен весь комплекс воздействующих профессионально-производственных факторов в период профессионального обучения и последующей работы.

В тех случаях, когда болезнь склонна к прогрессированию, следует предусмотреть максимальные ограничения воздействия неблагоприятных профессионально-производственных факторов. В случаях, когда патологический процесс закончился, но оставил после себя те или иные последствия, ограничения будут зависеть от степени компенсации функций или дефекта.

Характерные для подросткового возраста функциональные нарушения под влиянием факторов производственной среды и трудового процесса могут приобретать стойкий характер или прогрессировать, переходить в хроническое патологическое состояние.

Необходимо принимать во внимание, что патологический процесс снижает общую резистентность организма, способствует более быстрому и неблагоприятному воздействию производственных фак-торов, которое, в свою очередь, вызывает ухудшение течения основного заболевания, а также может приводить к развитию других отклонений в состоянии здоровья.

При тяжелых анатомических дефектах, хронических заболеваниях с выраженными нарушениями функций различных органов и систем организма следует рекомендовать индивидуальное обучение и работу в специально созданных условиях или на дому.

При проведении профилактических осмотров, перед заполнением Медицинской справки (форма 086/у):

  • Педиатру следует обратить особое внимание на нередко встречающиеся у подростков варианты развития и функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы и дать им правильную диагностическую оценку, так как они могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы целесообразно использование простых функциональных проб с физической нагрузкой (например, пробы Мартине). Кроме того, необходимо учитывать выраженность вегетативных нарушений. Критерием для отнесения выявленных отклонений к норме или патологии чаще всего служит степень количественной и качественной их выраженности, а также стойкость вегетативных расстройств.
  • Неврологу (психоневрологу) необходимо обратить внимание на функциональное состояние центральных и периферических отделов нервной системы, а также вегетативную регуляцию. При анализе анамнестических данных следует учитывать наличие синдромов, указывающих на вегетативно-сосудистую дисфункцию и различные сомато-вегетативные нарушения (головные боли, головокружения, обмороки, наклонность к ортостатическим реакциям при перемене положения тела, утомляемость, нарушения настроения и т.д.). При наличии органических заболеваний центральной нервной системы и их последствий, а также остаточных явлений черепно-мозговых травм следует оценить выраженность ликвородинамических нарушений и церебрастенических проявлений, локализацию, степень и динамику нарушений функций органов движения, состояние интеллекта.
  • Хирургу (ортопеду) следует уделить внимание состоянию костно-мышечной системы, в т.ч. патологии, характерной для подросткового возраста - на остеохондропатиям (юношескому остеохондрозу). Необходимо своевременно выявить болезнь Шлаттера-Осгуда (юношеский остеохондроз бугорка большеберцовой кости), болезнь Келера (первичный юношеский остеохондроз пателлярного центра), болезнь Кёлера (юношеский остеохондроз ладьевидной кости предплюсны), болезнь Легга-Кальве-Пертеса - юношеский остеохондроз головки бедренной кости), болезнь Кинбека (юношеский остеохондроз полулунной кости запястья) и другие хондропатии. Существенным моментом является оценка состояния мошонки, семенных канатиков, пахового и пупочного колец, сосудистой системы нижних конечностей, т.к. патология этих органов может явиться причиной ограничений профессиональной пригодности.
  • Офтальмологу необходимо проверить рефракцию, остроту зрения (вдаль и вблизи), состояние глазного дна, цветоощущения, полей зрения, бинокулярности, наличие косоглазия, нистагма, птоза и другой видимой глазной патологии. При необходимости в зависимости от сложности выявленной патологии и выбираемых профессий и специальностей рекомендуется дополнительное углубленное исследование состояния зрительного анализатора.
  • Отоларингологу следует оценить состояние слизистой оболочки носоглотки, носового дыхания, провести отоскопию, определить остроту слуха (на каждое ухо в отдельности). При снижении восприятия шепотной речи обязательна проверка слуха на разговорную речь с последующим детальным исследованием слуховой функции камертонами или тональным аудиометром.
    По показаниям, в частности при жалобах на головокружения, и в зависимости от выбираемой профессии и специальности следует проводить дополнительные исследования вестибулярного аппарата - пробу на кресле Барани.

Гинеколог должен обратить внимание на характер становления менструальной функции у девушек и наличие заболеваний, характерных для подростковой популяции. Необходимо учитывать выраженные нарушения менструального цикла при решении вопросов о профессиональной пригодности девушек к профессиям, связанным с тяжелым физическим трудом, длительной ходьбой и вынужденной позой, вибрацией, вредными химическими веществами, ионизирующим и неионизирующим излучением, неблагоприятным микроклиматом.

При решении экспертных вопросов о профпригодности подростков в связи с отклонениями в состоянии здоровья при необходимости проводятся дополнительные исследования. В зависимости от показаний юноши и девушки должны быть проконсультированы врачами-специалистами: эндокринологом, дерматологом, урологом, ревматологом, фтизиатром, онкологом, гематологом, психиатром и др., проведено соответствующее лабораторно-инструментальное обследование.

Экспертные заключения о профпригодности и заключения рекомендательного характера, выносимые врачами в процессе профессионального консультирования, должны основываться на перечнях медицинских противопоказаний к обучению в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования (перечнях профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья), а также на некоторых дополнительных регламентирующих документах.

При врачебном профессиональном консультировании подростков, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями и анатомическими дефектами, используются «Перечень показаний и противопоказаний к приему на обучение инвалидов III группы в средних профессионально-технических училищах, профессионально-технических училищах и технических училищах Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию» и «Перечень медицинских показаний и противопоказаний к приему на работу и профессиональное обучение подростков с недостатками в умственном и физическом развитии».

При составлении всех перечней использованы научные данные о влиянии профессионально-производственных факторов на растущий организм подростка, санитарно-гигиенические характеристики условий и характера труда в каждой конкретной профессии, специальности и должности. Документы периодически пересматриваются в связи с появляющимися новыми профессиями и специальностями, изменениями условий труда и новыми данными о влиянии факторов производства на организм подростка и взрослого работника.

Перечни медицинских противопоказаний (перечни профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья) состоят из двух частей: перечня абсолютных противопоказаний и основного перечня профессий (специальностей) профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья. (перечня относительных противопоказаний).

В I-ую часть каждого перечня включены особо тяжелые формы хронической патологии, заболевания в период выраженных обострений, в активной фазе, в стадии декомпенсации функций, подлежащие интенсивному лечению и приводящие к утрате трудоспособности. Профессиональное обучение и трудовая деятельность юношам и девушкам, страдающим такими тяжелыми формами указанных заболеваний, противопоказаны до улучшения состояния.

Во II-ую часть каждого перечня внесены заболевания, анатомические дефекты, функциональные расстройства и состояния, часто встречающиеся в подростковой популяции. По большинству нозологических форм и групп болезней в перечень включены по две статьи, из которых первая предусмотрена для случаев с тяжелым или среднетяжелым течением заболевания, а вторая – с легким.

Приводимые профессии и специальности носят рекомендательный (относительный) характер.

Экспертное решение выносится врачом-педиатром (при участии врачей-специалистов) в зависимости от особенностей течения патологического процесса, фазы заболевания, его стадии, степени компенсации функциональных нарушений, а также характера приобретаемой профессии, условий обучения и прохождения производственной практики.

Основной раздел перечней целесообразно использовать врачам на этапе общеознакомительной профориентации и на этапе индивидуального врачебного профессионального консультирования при подборе наиболее подходящих профессий или специальностей подросткам с отклонениями в состоянии здоровья.

Во всех документах перечислены факторы производства, которые оказывают неблагоприятное влия-ние на течение конкретного заболевания и функционального расстройства, даются рекомендации по рациональному трудоустройству.

Зачисление в учреждения профессионального образования абитуриентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, осуществляется при участии врача, обеспечивающего медицинское обслуживание учащихся учебного заведения. Врач принимает решение на основании заключения, указанного в Медицинской справке (форма 086у), выданной в детской поликлинике по месту жительства абитуриента. В заключении должны быть указаны противопоказанные подростку профессионально-производственные факторы и определена его профессиональная пригодность к выбранной профессии.

Врач данного образовательного учреждения контролирует качество и полноту заполнения Медицинской справки (формы 086у) и, в необходимых случаях, может настаивать на дообследовании абитуриента для уточнения диагноза и вынесении экспертного решения о его профпригодности к выбранной профессии.

В сложных случаях вопрос о приеме в учебные заведения профессионального образования абитуриентов, страдающих редко встречающимися заболеваниями, не включенными в перечни медицинских противопоказаний (перечни профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых подросткам с отклонениями в состоянии здоровья), решается клинико-экспертной комиссией в индивидуальном порядке с привлечением врачей-специалистов с учетом особенностей течения патологического процесса, функциональных возможностей организма, условий обучения и дальнейшего труда.

Для подростков-инвалидов, поступающих в учебные заведения, круг доступных профессий и специальностей может быть расширен по сравнению с перечнями в тех случаях, когда обучение будет проводиться в специально созданных условиях, а в дальнейшем обеспечено рациональное трудоустройство, соответствующее состоянию здоровья. Перечни содержат рекомендации по рациональному трудоустройству лиц с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, что может быть использовано не только врачами, но и специалистами Службы занятости населения.

Проведение врачебной профессиональной консультации подростков в возрасте до 18 лет, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, должны осуществлять врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание учащихся данного образовательного учреждения и входящие в штат отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях детских поликлиник по месту нахождения учебного заведения.

При проведении врачебного профессионального консультирования основная задача врача, работающего в учреждении начального или среднего профессионального образования, заключается в подборе для подростка с отклонениями в состоянии здоровья оптимальной специализации, выборе места производственной практики и выработке рекомендаций по наиболее рациональному трудоустройству.

Эта работа должна проводиться на всех этапах профессиональной подготовки подростка, с учетом возможных изменений состояния здоровья.

Рекомендации врача, обслуживающего подростков, обучающихся в учреждениях профессионального образования, должны основываться на данных ежегодных профилактических осмотров учащихся, проводимых в учебных заведениях в соответствии Приказом МЗиМП №60 от 14.03.95 и Приказом МЗ РФ №151 от 07.05.98.

При медицинском обследовании учащихся учебных заведений профессионального образования, направляемых на производственную практику, врачам надлежит руководствоваться действующим в настоящее время Приложением 2 к Приказу МЗ СССР от 29.09.89 г. № 555 (пункт 13.3.). В соответствии с этим приказом медицинское обследование проходят «учащиеся техникумов, училищ, общеобразовательных школ, студенты вузов перед началом и в период прохождения производственной практики на предприятиях, учреждениях и организациях, работники которых подлежат медицинским обследованиям».

Изменение условий и характера прохождения учащимся производственной практики проводится администрацией учебного заведения только на основании заключения врача образовательного учреждения или, в сложных и спорных случаях, на основании заключения

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Рейтинг пластических хирургов 2016

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.