Социальные проблемы педиатрии Архангельской губернии в начале двадцатого столетия

В статье, опубликованной в журнале "Русский медицинский вестник" за 1902 год, врач из села Емецк Холмогорского уезда И.Н.Конаржевский писал о тяжелых условиях, в которых приходится работать врачам в Архангельской губернии. "Отсюда понятно, как нравственно страдают такие поистине достойные к себе сожаления труженики на пользу страждущего населения севера, поминутно ставящие на карту не только свое здоровье, но и жизнь, полную различных житейских невзгод, разочарований, сознания своего бессилия в борьбе с различного рода бичами в обыденной жизни трудового темного люда… Архангельский врач в данное время должен быть находчивым педиатром, толковым терапевтом, искусным акушером и гинекологом, не последним офтальмологом, опытным судебным медиком, энергичным санитаром, провизором, администратором, канцеляристом, юристом, изворотливым финансистом, имея при себе как единственного своего помощника лишь фельдшера…"

Как созвучны эти слова сегодняшнему дню нашего здравоохранения… Во все времена врач-педиатр был общественным деятелем. Проблемы начала двадцатого века сейчас вновь становятся актуальными. Попытаемся привести факты из архивных материалов.

До 1911 года в Архангельске было развернуто всего 20 родильных коек в общем коридоре корпуса больницы Приказа Общественного призрения. Почти все роды проходили на дому и очень часто без всякой медицинской помощи или с участием невежественных повитух. В каждой деревне были случаи смерти рожениц.

Огромная смертность детей в течение первого года их жизни заставила медицинскую общественность вступить в борьбу с ней. Около 300 детей из 1000 новорожденных не доживали до одного года.

Главными факторами высокой детской смертности являлись бедность, невежество и неправильное вскармливание детей первого года. В России по инициативе передовых врачей того времени Н.А.Русских, И.В.Русакова и Г.Н.Сперанского в 1904 году организован "Союз борьбы с детской смертностью", который собирал пожертвования для создания консультаций для матерей и молочных лабораторий. Эта проблема по предложению женщины-врача С.А.Паперна была рассмотрена в марте 1910 года на заседании Архангельского городского санитарного попечительства. По его решению 30 июня 1910 года в Архангельске открылось учреждение с грустным названием "Капля молока". Это была примитивная консультация, созданная на благотворительные средства.

В задачи организации входило:

  1. оказание помощи матерям советами по вскармливанию и уходу за детьми, при чем особое внимание уделялось пропаганде вскармливания грудью;
  2. ежедневная выдача молока и питательных смесей детям, вскармливаемым искусственно (имущим - за плату, бедным - бесплатно);
  3. лечение грудных детей, главным образом, страдающих желудочно-кишечными заболеваниями;
  4. выдача ежемесячных денежных пособий нуждающимся матерям, главным образом, матерям внебрачных детей.

Последняя задача была невыполнимой из-за отсутствия средств. Статистика показывает, что среди внебрачных детей смертность была особенно высокой. В 1911 году в Архангельске было открыто убежище для внебрачных детей и подкидышей.

Интересны дисуссии, проходившие на заседаниях Общества врачей того времени. Так, в 1911 году развернулись прения по вопросу применения лактобациллина в качестве заменителя грудного молока. По мнению большинства врачей, лактобациллин может применяться лишь как кратковременное терапевтическое вмешательство, но отнюдь не как средство для систематического искусственного вскармливания детей. Разница между лактобациллином и естественным материнским молоком очень существенна.

Особого внимания заслуживает деятельность архангельских врачей по борьбе с туберкулезом. 12 июня 1911 года на заседании Общества врачей учреждено Архангельское отделение Всероссийской Лиги борьбы с туберкулезом. Весной 1912 года Лига рассмотрела вопрос об организации летней колонии для детей, страдающих туберкулезом, и "остановилась на деревне Карелы в 20 верстах от города. Местность эта сухая, высокая, прилегает к хорошему лесу и к Северной Двине и легко доступна. 23 мая в здании Городской думы проходил врачебный осмотр детей, рекомендованных к помещению в колонию заведующими школами и школьными врачами. Всех детей явилось на осмотр 106, из которых признаны особенно нуждающимися 20 мальчиков и 21 девочка. Дети эти принадлежат к наиболее бедному классу населения и поражают своим болезненным видом…" Кроме того, архангельское отделение Лиги по борьбе с туберкулезом обратилось к населению города с воззванием о сборе средств для постройки санатория на 25 мест и детской колонии в районе станции Емца Северной железной дороги. Однако, этим планам помешали Первая мировая и гражданская войны. Реализовать их удалось лишь в 1924 году.

В январе 1907 года состоялся Первый съезд Архангельских врачей. Участвовали все врачи города и уездов. Одним из вопросов, обсуждаемых на съезде, был вопрос о гигиеническом состоянии школ в Архангельской губернии. "Кто хоть раз побывал в здешней школе, - читаем мы в докладе врача Г.М.Лейбсона, - тот сразу же составил себе о ней вполне определенное понятие, хотя бы он и не вздумал приложить к ней научно-гигиенический масштаб… Ютясь в большом числе в наемной крестьянской избе, школа эта поражает свежего человека своим спертым, прокисшим воздухом, теснотой, темнотой и грязью. Немногим лучше покажется посетителю и школа, помещающаяся в собственном школьном здании. И здесь, по-видимому, вопросами школьной медицины мало или вовсе не интересовались".

Далее докладчик подчеркивает, что он будет говорить не о впечатлениях, а о сопоставлении фактических данных с требованиями гигиены. Только вооружившись такими данными, можно будет смело и энергично требовать от наших деятелей по народному образованию обратить, наконец, внимание на эту чрезвычайно важную сторону школьного устройства. Хотя приведенный докладчиком фактический материал относится к 1902-1903 гг., он распространяется, по его мнению, и на последующие годы.

Автор приводит данные, относящиеся к:

  1. объему воздуха на учащегося,
  2. площади пола на учащегося,
  3. высоте классного помещения,
  4. отношению световой площади к площади пола,
  5. системе вентиляции.

Полученные данные он сравнивает с требованиями школьной гигиены, выработанными Эрисманом. Всего материал охватывает 424 классных помещения с числом учащихся 1915 человек. Удовлетворяющих по всем показателям оказалось 2,4%. Если прибавить классные помещения, удовлетворяющие не всем показателям, то набралось бы 6,5%, т.е. 93,5% классных помещений не удовлетворяют требованиям гигиены и потому должны быть признаны совершенно не годными. "Но безотрадная картина сделалась бы еще более безотрадной, - говорится далее в докладе, - если бы мы располагали точными сведениями также и относительно других не менее существенных гигиенических факторов, как то теплоты, устройства отхожих мест, раздевален и т.п."

"Около 8-9 тысяч учащихся, - восклицает Г.М. Лейбсон, - десятки, сотни учителей вынуждены изо дня в день из года в год проводить при напряженной умственной работе в духоте, тесноте, темноте и холоде. Допустима ли дальше подобная жестокость, да и может ли ученье при подобной обстановке считаться продуктивным!"

И далее: "Невольно зарождается вопрос, не чересчур ли дорогой ценой - ценой здоровья - дается и приобретается здесь скудное знание начальной школы; не является ли подобный рассадник света вместе с тем источником многих непоправимых бед. Задуматься над этим вопросом считаю своевременным особенно теперь, когда наряду с другими неотложными реформами приближается к своему осуществлению и давно назревший вопрос о всеобщем обучении; с ним неразрывно должен быть связан вопрос о школьном строительстве. Школа может быть хорошей, продуктивной, только если в ней будут соблюдены все требования школьной гигиены, при несоблюдении этих условий значение всеобщего обучения было бы подорвано в корне, - ибо mens sana in corpore sana (в здоровом теле - здоровый дух)".

Начало двадцать первого столетия в России - переход от сильно централизованной системы здравоохранения к рыночной экономике стал болезненным процессом, который серьезно отразился на доступности к здравоохранению детей. Необходимо восстановить нити безопасности чтобы избежать дополнительного ухудшения ситуации. Добиться лучшего состояния здоровья является частью надежд и наиболее существенных желаний семей. Вся демократическая политика гарантирования здоровья и социальной защиты должна поддерживать эти надежды и помогать их удовлетворить. Санитарная и социальная политика девяностых годов требуют изменений, чтобы довести суммы, выделяемые на каждого человека бюджетом на здравоохранение, на социальные цели, на образование в докризис-ные ценности и мобилизовать усилия в области заботы о детях. «Что-то для всех, но прежде всего для тех у кого больше нужда» - такой должна быть основа политики способствующей здоровью, как она была рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения.

"Нация может терять свои леса, свои водные запасы, свои недра и, до определенного предела, свою территорию, но если она хочет сохранить саму себя в борьбе за превосходство, ее дети должны быть сохранены любой ценой. От величины физической, интеллектуальной и моральной прочности детей сегодня зависит будущее." Это тоже цитата из редакционной статьи в "New York Times" 1925 года, но она должна стать лозунгом нашего общества и в приближающемся новом веке.

 

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.