Медицина как мастерство - взгляд из античных времен

ГлавнаяСтатьи докторуПедиатрия и неонатология → Медицина как мастерство - взгляд из античных времен

Перед современной медициной стоят фундаментальные эпистемологические ( познавательные), этические и практические задачи. Как мы должны понимать и решать эти задачи? В данной статье будет сделана попытка найти теоретическую основу для рассмотрения этого вопроса.

По-видимому существует много альтернативных основ для решения задач современной медицины. Некоторые перспективные подходы ссылаются на древние концепции для решения этих задач, например, древняя концепция практической мудрости (phronesis). Альтернативный подход, ссылающийся на еще одну из древних интеллектуальных добродетелей, считает медицину искусством (techne). Современные комментаторы также утверждают, что медицина является искусством. В частности, утверждалось, что медицина как искусство противостоит медицине как науке, и это является основной дихотомией в медицине, где субъективное, оценочное, конкретное и интуитивное противостоит объективному, фактическому, общему и рациональному.

Целью данного анализа, следовательно, будет изучение, может ли древняя концепция медицины быть полезна как модель современной медицины, а также рассмотрение могущественного положения технологии в медицине.

Techne (греч.) - искусство, мастерство, умение

КОНЦЕПЦИЯ TECHNE ВРЕМЕН ГИППОКРАТА

Ключевые характеристики:
i. Techne - знание специфической области. Т.е. оно имеет определенный предмет и изучает характер данного предмета
ii. Techne ориентировано на специфическую конечную цель.
iii. Techne дает полезный результат
iv. Techne требует овладения общими рациональными принципами, которые могут быть объяснения, и следовательно, изучены.

Соответствие характеристик techne древней концепции медицины:
Techne iatrike характеризуется следующим образом:

1. Специфический предмет медицины- больное ( пораженное болезнью) человеческое тело
2. Конечная цель медицины - вылечить и помочь пациенту.
3. Продукт медицины - здоровье для каждого отдельного пациента.
4. Медицина исследует свои общие принципы и дает рациональное объяснение своих действий.

А. Предмет медицины

Медицина имела границы, определяемые природой своего данного предмета . Таким образом. предметом медицины и, следовательно, ее границами являлось пораженное болезнью человеческое тело. Ограничение медицины своим предметом имело некоторые практические последствия. Во- первых, медицина была изучением тела (soma) и не включала лечение души или благополучной жизни в целом. Во- вторых, врачу следовало отказаться от лечения безнадежных случаев, где болезнь была слишком серьезной или прогрессировала до неизлечимой стадии. Отсюда, предмет представлял собой определение границ медицинской деятельности, являясь элементом в традиции самоограничения.

В. Конечная цель медицины

Более того, медицина характеризовалась своей конечной цель : излечивать пациента и помогать ему. Конечной целью медицины являлось избавление пациента от пороков его тела, таких как слабость ( astenia), уродство (aiskos) и болезнь ( nosos). Без данной цели techne iatrike не была бы узаконенной деятельностью.

Врач, как и все прочие мастера, имел цель: восстановить телесный порядок (kosmos) т.е. здоровье и силу.
Медицина была результатом необходимости помочь. Она занималась благополучием человеческого тела. Любовь к человеку заставляла врача любить свое искусство.

Конечной целью медицины были не только пациенты и их тела в целом. Ее целью было удовлетворить нужды конкретного пациента и принять во внимание конкретную ситуацию
Отсюда, конечная цель медицины была не общей, а частной.
Предмет медицины был в то же самое время ее конечной целью: больное человеческое тело.

С. Результат медицины

Медицина также характеризовалась наличием определенного результата, и ее результатом было здоровье. Здоровье рассматривалось как телесное равновесие, организация и порядок. В то же время, поскольку конечной целью медицины не были пациенты в целом, здоровье было не общим результатом, а конкретным продуктом, связанным с отдельным пациентом.

D. Рациональное объяснение медицины

Techne гарантировало рациональное объяснение медицины и отличало ее от чистых предположений и религиозного влияния.
Автор On the art (Об искусстве) считает интеллект важным критерием для того, чтобы что-либо признавалось искусством. Болезнь охватывается взором ума, отслеживается путем рассуждения, а ее причины и лечение понимаются разумом. Врач должен был распознать и понять симптомы, оценить их силу и сделать из этого заключение о правильном прогнозе. Он должен быть способен к научному проникновению в суть применения лечебных средств
Отсюда, techne было тесно связано с logos ( смысл) и episteme ( знание) и имело теоретическое и рациональное происхождение.

Общие знания techne были связаны с причинностью (aition) его предмета. В частности, они были связаны с причинами заболевания человеческого организма. Каждое заболевание должно было иметь естественную причину. Чтобы ни вызывало болезнь, нарушало природное равновесие. Именно знания причины, в противоположность как самоуправлению (automation), так и случаю (tuche), делали медицину techne. Более того, поскольку медицина была techne ( искусством), исследующим причинность заболевание, было возможно системное лечение пациентов.
Techne iatrike было умелым вкладом человека в устранение нарушающие равновесие причин заболеваний. Зная анамнез заболевания (anamnesis) и его настоящий статус (diagnosis), врач мог прогнозировать течение заболевания ( prognosis) и знал правильное время лечения (kairos).Таким путем врач мог помогать природе. Основанное на знаниях techne имело, таким образом, ту же цель и те же воздействия, что и сама природа.

Итак, медицина была основана на общих принципах и должна была давать рациональное объяснение своей деятельности. Одним из основных способов этого было объяснение причинности заболеваний. Рациональный критерий медицинской деятельности не признавал «медицинской» какую-то конкретную теорию, но давал возможность дифференцировать медицину от чистых предположений.

IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ АСПЕКТЫ TECHNE

В древности, медицина имела несколько применений как модель человеческой деятельности. Во первых, она была нормой других искусств. Во-вторых, он служила моделью природы. В- третьих медицина служила моделью этики и, наконец, наиболее часто - моделью философии. Одной из причин такой мировоззренческой позиции techne было то, что его характеристики (1-4) представляли критерии определения границ. Они применялись для проведения границ между разными видами деятельности, в частности, для дифференциации истинного techne от другой деятельности и для определения его границ.

Techne было концепцией, включающей описательные, оценочные и практические аспекты. Требование рационального объяснения деятельности techne (4), видимо, является эпистемологическим критерием. Соответственно, медицина должна быть продуктивной (3), что является практическим аспектом, отличающим ее от чистой науки. Кроме того, медицина должна иметь определенную конечную цель: излечивать конкретного пациента и помогать ему.(2). Это, очевидно, является оценочным аспектом. Кроме того. медицина должна была иметь определенный предмет (1). Это можно рассматривать как эпистемологический, так и практический аспект. Данный предмет ограничивал как область медицинских знаний, так и область ее деятельности.

Все вместе, эти четыре критерия представляли норму того, каким должно быть настоящее искусство. и, как составные части, объединяли эпистемологический, оценочный м практический аспекты. Эта комплексность, объединяющая составные части, по-видимому была важной причиной, почему в древности в дебатах о социальной жизни и человеческих добродетелях часто ссылались на медицину, и может объяснить ее позицию, как мировоззрения. Какую ценность древняя концепция медицины может иметь для нас сегодня? Один из способов изучить это - рассмотреть некоторые из наиболее важных проблем современной медицины с точки зрения techne.

V. ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНОЙ

А. Пределы медицины: ее предмет
Предмет медицины представлял предел и границы древней медицины. По- видимому, существует общее согласие по необходимости определить границы медицины и призыв установить пределы ее деятельности ввиду экономических, этических, юридических или практических причин. Однако, способы и критерии ограничения современной медицины по-видимому являются спорными.

Согласно концепции techne iatrike, предметом медицины является больное человеческое тело. Соответственно, вопросы выходящие за пределы больного человеческого тела не относятся к сфере медицины. Это служит пределом озабоченности медицины благополучием людей. Попытки увидеть «неудовлетворение» с помощью PET сканнера, вылечить тревогу людей о своем здоровье с помощью рентгенологической диагностики и лечить «несчастье» пароксетингидрохлоридом, таким образом, вышли бы за пределы области технической медицины.

В частности, ограничение телом (soma) рассматривает вопрос соматизации. Современную медицину обвиняют в некритичном переносе методов, успешных в соматической медицине, на все случаи заболевания. Отсюда, предмет - больное человеческое тело - мог бы быть полезным критерием для установления границ медицины.

Кроме того, существуют пределы самого данного предмета. Врач не должен лечить пораженное болезнью тело, которое не может быть излечено. Это также, видимо, служит полезным напоминанием современной медицине, которую обвиняют в гиперлечении. Необходимость установить границы медицинского hubris ( греч. - гордость, высокомерие), по-видимому, также актуальна для мощной, основанной на вмешательствах и технологической медицины сегодняшнего дня, какой была в древности. Ограничение медицинской деятельности поддающимся лечению больным человеческим телом, таким образом, кажется уместным.

В. Конечная цель медицины: помочь пациенту.

Еще одной важной проблемой современной медицины по- видимому является борьба с угрозой медикализации. Медикализацию можно интерпретировать многими путями. Современная медицина может через новые методы выявлять новые заболевания и лечить состояния, которые ранее оставались не пролеченными. Таким образом, медицина увеличила число больных людей в обществе. Она сделала состояния , которые ранее воспринимались как часть обыденной жизни, предметом медицинского лечения. Более того, медицинские методы несовершенны. Есть ложно позитивные результаты, делающие больными людей, которые раннее не испытывали никакого заболевания. Кроме того, прогностическая и превентивная возможности медицины содействовали вмешательству в жизнь « здоровых» людей с целью профилактики развития заболеваний. Это также можно рассматривать как форму медикализации.

Общим для различных аспектов медикализации является то, что она делает предметом диагностики или лечения нечто, что не ощущается человеком, или, что ранее было частью его обыденной жизни. Медикализация привела к тому, что медицину обвиняют в чрезмерном стремлении лечить, в смысле напрасного лечения, гиперлечения и пристрастий в лечении. В отношении этих проблем. древняя концепция techne iatrike могла бы полезным ограничением, если ставить вопрос: Кому служит данное медицинское действие? Является ли данный конкретный пациент конечной целью лечения? Данные вопросы могут помочь нам в определении границ медицинской деятельности и ведении трудных случаев, например, на каком этапе прекратить поддерживающее жизнь лечение. Действительно ли дальнейшее применение респиратора приносит пользу пациенту, или это делается, например, из-за страха юридических последствий?
Критерий конечной цели медицины также может руководить нами в решении проблем , связанных с растущей областью заболеваний, называемых «lanthanic diseases», т.е. заболеваний, которые выявляются технологическими методами, когда человек их никак не ощущает. Широко признано, что практически здоровые люди могут становиться больными, когда узнают о позитивном результате исследования. То есть, медицинские знания, которые очевидно предназначены, чтобы приносить пользу, могут фактически принести вред. Справиться с этим в соответствии со вторым критерием techne iatrike можно было бы, задав вопрос: имеет ли получение знание и сообщение плохих новостей человека, о котором идет речь, как конечную цель.

Более того, современную медицину широко критикуют за чрезмерную научность и отсутствие внимания к конкретному пациенту. Медицину обвиняют в том, что она настолько опьянена своим успехом в приобретении и накоплении общих знаний, что игнорирует основополагающую трудность, связанную с их генерированием из отдельных случаев и для отдельных случаев. Фокус techne на основной конечной цели медицины, по-видимому, решает эту проблему. Хотя techne iatrike акцентирует потребность в общих принципах и необходимость быть способным дать рациональное объяснение медицинской деятельности, это направлено на его конечную цель : вылечить конкретного человека и помочь ему.

С. Продуктивный результат

Одной из важных характеристик, которая дифференцирует techne от чистой науки, является то, что оно имеет продуктивный результат. Медицинскую деятельность оправдывало то, что она приводила к здоровью у конкретного пациента. Соответственно, медицинская деятельность, не имевшая этого продуктивного характера, имела риск превратиться в медицинскую hubris. Если применить это к современной медицине, то вся деятельность, которая не является продуктивной, что касается здоровья пациента, выходит за пределы технической медицины. Например, лечение которое является напрасным и не приводит к улучшению здоровья пациента ( гиперлечение), как таковое, должно быть отброшено.

Можно утверждать, что эвтаназия совпадает с первым критерием, поскольку она может восприниматься, как способ прекратить телесные заболевания людей. Однако, трудно рассматривать эвтаназию как продуцирующую здоровье. Она прекращает страдания людей, но также способствует прекращению их жизни. Однако, поскольку она не дает здоровье, ее следует отвергнуть. Это также совпадает с другими принципами древней медицины, например, о не причинении вреда

Как насчет улучшения человеческого тела: является ли это продуктивной деятельностью, улучшающей здоровье человека? В противоположность эвтаназии, улучшение человеческого тела не уменьшает и не прекращает здоровье и жизнь человека. Однако, попытка улучшить некоторые характеристики человека противоречит традиционной концепции здоровья как природной организации, порядка и равновесия, где слишком много, как и слишком мало, плохо для человеческого существа. Оно не направлено на больное человеческое тело с целью восстановления естественной организации и порядка. Отсюда, улучшение тела человека не является естественной задачей медицины, поскольку оно не направлено на ее предмет ( т.е. больное человеческое тело) и, поскольку оно не дает здоровье. Соответственно, технический подход исключает спорные вопросы в дебатах по биоэтике, такие как обрезание и пирсинг, а также широкий диапазон пластической хирургии.

Одной из все более насущных задач, стоящих перед современной медициной, является приоритезация, Это стало очень актуальным в следствии всесторонних возможностей, высоких притязаний и ограниченности имеющихся ресурсов. Двумя из основных критериев распределения ресурсов являются эффективность и рентабельность, что вполне соответствует критерию продуктивного результата: Нам следует определять приоритеты в соответствии с тем, что в результате дает здоровье ( например, методы, приводящие к диагнозам, не соответствующим имеющемуся лечению, не приносят здоровья). Знание о заболевании, которое не может быть излечено, не делает вас здоровым.

Кроме того, стоит заметить, что результат techne iatrike - не общий продукт, а связан с его конечной целью. Это не здоровье в целом, а здоровье данного конкретного пациента. Это означает, что технический подход накладывает ограничения на действия, которые не имеют целью здоровье конкретного человека. Это кажется актуальным для пропаганды здоровья. Концепция techne iatrike ограничивает то, насколько далеко медицина может зайти в пропаганде здоровья людей на общем уровне. Вмешательство в жизнь людей, не приносящее здоровья в данном конкретном случае ( например, заставить большие группы людей использовать препараты, которые вряд ли помогут отдельному человеку), таким образом, было бы за пределами технической медицины.

D. Рациональное объяснение деятельности медицины

Критерий рациональности был уместен для древней медицины, поскольку он облегчал исключение чистых предположений. По видимому, он также важен и сегодня, по меньшей мере , по двум причинам.

Во -первых, критерий рациональности может быть применен для исключения религиозных предположений также, как и в древности. Существуют формы альтернативной медицины, основанные на интуиции или откровении , где трудно дать рациональное объяснение методам. Откровению или интуиции невозможно обучиться или оценить их. Прочие формы альтернативной медицины пытаются дать рациональное объяснение своей деятельности с точки зрения современной физики. Однако, делается это таким путем, который сами физики не признают, но определяют всего лишь как догадки. Таким образом, критерий рациональности мог бы быть применен для исключения альтернативных форм медицины.

Во- вторых, критерий может быть применен для исключения научных спекуляций. Современная медицина, хоть она и кажется всезнающей, не знает всех аспектов телесных заболеваний человека. Хотя выявление общих принципов болезни человеческого тела является основной задачей, осознание границы этих общих принципов кажется сегодня таким же важным, как в древности. Дедуктивные предположения, по- видимому, являются такой же опасной формой медицины, как и некоторые формы альтернативной медицины. Синдром внезапной детской смерти (SIDS) может служить примером. Врачи пришли к заключению, что для снижения числа случаев SIDS детям следует спать на животе. Это широко рекомендовалось родителям. Однако. вместо снижения, показатель SIDS стал возрастать. Способность современной медицины дать рациональное объяснение своей деятельности должна содержаться не в ее дедуктивных возможностях, а в способности рационально объяснить воспроизводимые результаты. В данном контексте не было рационального объяснения, чтобы рекомендовать родителям укладывать детей спать на животе для профилактики SIDS. Таким образом. критерий рациональности может быть применен для исключения научных спекуляций , также как и религиозных догадок.

Кроме того, врачи в период античности сознавали, что их знания особого рода; хотя это были общие знания, они были связаны с практической и продуктивной деятельностью. Соответственно, современная медицинская наука, qua medical science, связана с практическим применением знаний. Медицинские знания, будучи медици нскими, по сути имеют клинические применения.
Таким образом, критерий рациональности устанавливает границы деятельности медицины и представляет защиту против hubris. Это представляется очень важным во время, когда Corpus Medicorum гораздо более обширный, чем когда-либо, и когда мы видим гораздо больше случаев, где у нас недостаточно знаний ( например, случаи заболеваний без каких-либо проявлений).
Эти примеры никоим образом не доказывают, что концепция techne может быть применена для решения всех сложных задач современной медицины. Однако. они показывают, что концепция может быть полезна для анализа и решения некоторых из них.

VI. TECHNE И РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКИ И МЕЛИЦИНЫ КАК ИСКУССТВА

Обычным стало проведение различия между медициной как наукой и медициной как искусством. Часто считают, что медицина как наука, занимается общими, описательными, объективными и биологическими аспектами, тогда как медицина, как искусство, конкретными, оценочными, субъективными и личными. Утверждают, что эти концепции противоположны и представляют неизбежную дихотомию в современной медицине.

Как же концепция медицины, как науки и искусства, связана с концепцией techne времен Гиппократа? По- видимому, трудно уравнять медицину как искусство ( в современном смысле) с techne iatrike. Techne, будучи рациональной деятельностью, занимающейся больным телом, как своим конкретным предметом, соответствует медицине как науке. С другой стороны, имея отдельного человека в качестве конечной цели и здоровье конкретного пациента, как результат, techne соответствует медицине, как искусству. Кроме того, как утверждают, techne объединяет
эпистемический, оценочный и практический аспекты, которые однозначно не соответствуют концепции или « искусства», или « науки».

Таким образом, медицина сегодня не является только «наукой» или только «искусством». Как « чистая» наука, медицина не в состоянии признать свою цель и свою : помогать каждому отдельному пациенту. Как « чистое искусство», медицина может потерять из виду свои границы и способность рационально объяснять свои действия. Таким образом, медицина, представляемая как techne, по- видимому ,способна соединить концепции медицины как науки и как искусства.

VII. ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

Как концепция медицины как techne решает задачу, связанную с одним из наиболее влиятельных факторов современной медицины : технологии? Не усиливает ли мощная технология медицины дихотомию науки и искусства. Не угрожает ли технология положению медицины, как искусства, и не укрепляет ли ее, как науку7 Или, более того, не угрожает ли технология медицины медицине как techne?

Я считаю, мы можем вполне отбросить данные опасения, поскольку концепция techne iatrike, по- видимому особенно подходит для решения аспекта технологии в медицине.

Во -первых, термин « технология» происходит от techne, указывая, что исторически существует какая-то связь между медициной и технологией.

Во вторых, в современной философии технологии имели место обширные дебаты о ее статусе. Однако, существует единое мнение ученых, что технология - имеющая теоретическую базу и свои показатели ( ценности) и продуктивная деятельность. Это значит, технология сочетает эпистемический, оценочный и практический аспекты, также как их сочетала techne iatrike. Многие из проблем, касающиеся современной технологии, все же возникают в сфере медицины. Это не случайно. По- видимому, медицина является областью, где блестяще проявляется комплексность технологии. Отсюда, технология, также как и медицина, является комплексным видом деятельности, интегрирующим эпистемический, оценочный и практический аспекты. Следовательно, технология кажется неотъемлемой частью медицины. Она не вводит в медицину иную концептуальную основу, и также не требует специального подхода.

В третьих, определения технологии акцентируют ее продуктивные, целевые и рациональные характеристики. Это вполне соответствует критериями techne. (i-iv). Любая специфическая технология имеет специфический предмет, ориентирована на специфическую конечную цель, производит полезный результат и владеет общими принципами, которые можно объяснить и освоить. Таким образом, критерии techne кажутся весьма уместными для современной концепции технологии.

Соответственно, концепция techne iatrike могла бы служить основой для оценки технологии как составной части медицины. Это кажется полезным, поскольку неуместно оценивать медицину как деятельность без технологии или оценивать медицинскую технологию, как что-либо, находящееся вне медицины.

Кроме того , также как древня медицина может быть применена как точка зрения для анализа современной медицины, ( включая аспект технологии), концепция techne может служить точкой зрения для анализа технологии в целом. Существует параллель между взаимосвязью между древней и современной медициной и взаимосвязью между techne и технологией.

Медицина может служит моделью современного techne, также как Сократ применял ее для древнего techne. Аналогично высказыванию: чтобы узнать мир, нужно знать медицину, мы можем утверждать: чтобы узнать технологию, мы должны понять медицину. Следовательно, между медициной и технологией существует взаимная связь. С одной стороны, технология - составная часть медицины, с другой, медицина может быть моделью для технологии в целом.

VIII. НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДАННОГО ПОДХОДА

Во- первых, очевидно, что мой подход не представляет законченную теорию. Скорее, он является концептуальным методом для структурирования и анализа некоторых насущных проблем современного общества. Метод данного исследования сам по себе является techne. Его предметом были и проблемы современной медицины, его конечной целью - попытка найти основу для анализа этих проблем, его продуктом, я надеюсь, мог бы быть путь решения этих проблем. Вдобавок к этому, было представлено рациональное объяснение метода.
Исследование не является монистическим подходом, а объединяет разнообразные аспекты . Однако . проблемы современной медицины являются комплексными, и разумно пытаться решать их комплексным подходом.

Выбраны лишь некоторые из множества характеристик techne. Однако, я лишь пытался показать, что аспекты древней медицины могут быть полезны для обсуждения проблем современной.
Концепция techne или его четырех критериев не есть определенно часть какой-либо значимой современной философии . Однако, они играли большую роль в древней философии, которая применялась сегодня как основа современной философии и биомедицинской этики.
Имеются трудности в интерпретации четырех критериев древнего techne iatrike. Значения таких понятий как «заболевание», «рациональность», «конечная цель», «предмет медицины» и «здоровье» несомненно являются решающими и трудными для толкования медико-философскими аспектами. Однако, я имел более скромную цель - изучить применимость технической модели современной медицины.

Могут быть расхождения между критериями techne. Например, эвтаназия выходит за пределы медицины, если взять критерий результата ( здоровье), и может быть одобрена, если взять критерий конечной цели ( помочь пациенту). Один из способов справится с данной ситуацией - обращение к другим принципам древней медицины, соответствующим критериям techne, например, принципы милосердия, не причинения вреда и справедливости в Клятве Гиппократа.

Еще одним подходом было бы сравнение технического подхода с принциплизмом (principlism) в биоэтике.
Кроме того, критерий 2 относится к конечной цели медицины. Проведенный анализ рассматривал ее лишь в связи с лечением конкретного пациента и не заключает в себе общую цель, стоящую перед системой здравоохранения.

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Одним из важных аспектов данного анализа является то, что он использует понятия из самой медицины. Он не основан на базе какой-то внешней философии , которая применима к случаю медицины. Это показывает, что медицина имеет ресурсы для решения своих задач внутри своей собственной концептуальной основы. Также как философские концепции происходят из античных времен и инспирируются ими, древняя медицина может вполне значить для современной больше, чем просто источник цитат для торжественных случаев.

Более того. концептуальная основа, предложенная в этой статье является комплексной. Концепция techne интегрирует теоретический, практический и оценочный аспекты. Это вполне соответствует комплексности современного здравоохранения.

Кроме того, понятие techne представляет нормативный подход. Оно представляет норму того, какой должна быть медицина. Однако, это не значит, что оно относится к конкретной нормативной теории, например, конкретному виду нормативной этики. У данного технического подхода могут быть деонтологические и телеологические, а также морально - этические аспекты. Норма techne представляет собой обязанность для хорошего врача, в фокусе ее внимания находится конечная цель ее деятельности, и она может считаться способом образования врача, как профессоанала.

Более того, анализ раскрывает особую связь между медициной и философией. С одной стороны, философия по-прежнему может иметь ценность для медицины. Но, подобно древним философам, которые применяли медицинские метафоры, чтобы подтвердить, что философия полезна, современные философы могут утверждать, что философия может иметь ценность для медицины. То есть, философия может быть «терапевтической» в том, что она может диагностировать некоторые из проблем медицины и предлагать прогноз и лечение. В частности, философия, принимающая во внимание теоретический, практический и оценочный аспекты, представляется полезной для комплексной деятельности медицины. Отсюда, философия могла бы вновь быть применена, чтобы регулировать и узаконивать действия медицины, как она делала в древности. С другой стороны, это показывает, что медицина по-прежнему может быть важна для философии.

Медицина снова могла бы занять благоприятную позицию в философии и «спасти» больше, чем просто область моральной философии.
То есть, между медициной и философией сегодня, как и в древности, существует полезная взаимная связь. Медицина могла бы применяться оценочно в философской аргументации, а философия может быть полезна для анализа основополагающих задач, стоящих перед медициной.

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Рейтинг пластических хирургов 2016

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.