Под физическим развитием (ФР) человека понимается совокупность морфологиче-ских и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Поскольку темп и окончательный предел биологического потенциала зависит от генетических и внеш-несредовых факторов, ФР ребенка является одним из важнейших критериев в оцен-ке его состояния здоровья. В основе оценки ФР ребёнка лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.
Одной из главных целей использования расчетных показателей физического разви-тия является прогнозирование последующих проблем здоровья, особенно заболе-ваемости, смертности, умственного развития, работоспособности, репродуктивной функции и риска хронического заболевания.
Клиническое значение заключается в использовании параметров физического развития в качестве диагностических кри-териев для распознавания патологии желез внутренней секреции.
Для оценки ФР детей и подростков в каждом возрасте используются различные кри-терии. Кроме особенностей морфофункционального состояния организма при оцен-ке физического развития, в настоящее время принято верифицировать и биологиче-ский возраст. Известно, что отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными. Для оценки ФР детей до 1 года используются показатели роста, массы телв, пропорцио-нальность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые ан-тропометрические индексы); статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет). Для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития яв-ляются число постоянных зубов, скелетная зрелость, длина тела. При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего возраста большее значение имеют степень выраженности вторичных половых признаков, оссификация костей, характер ростовых процессов, меньшее значение — длина тела и развитие зубной системы.
В настоящее время ФР ребенка оценивается в такой последовательности. Устанав-ливается соответствие календарного возраста уровню биологического развития. Уровень биологического развития отвечает календарному возрасту, если большин-ство показателей биологического развития находится в средневозрастных пределах (М±б). Если же показатели биологического развития отстают от календарного воз-раста или опережают его, это свидетельствует о задержке или ускорении темпов биологического развития.
Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов которые могут изменять потенциал его ФР. Достигаемые пока-затели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином «норма». Именно поэтому индивидуальную оценку физиче-ского развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ре-бенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного ре-гиона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеографических усло-вий проживания. При этом оценка антропометрических данных должна проводиться комплексно, при одновременном учете всех полученных показателей.
Оценка антропометрических показателей
В настоящее время оценку антропометрических показателей производят преимуще-ственно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.
I. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (σ, среднего квадратического от-клонения, standard deviation – SD). Для того, что бы оценить, насколько исследуемый параметр отличается от средних значений, рассчитывают коэффициент стандартно-го отклонения (standard deviation score, SDS).
SDS роста |
= |
(х – Х) |
, где: |
SD |
х – рост ребенка;
Х – величина, соответствующая 50 перцентили для данного пола и хронологического возраста;
SD – стандартное отклонение для данного пола и возраста.
Показатель m ± SD (SDS от +1 до -1) – область средних величин, свойственных при-мерно 68 % здоровых детей. Отклонение в пределах от 1 до 2 SD (SDS от + 1 до + 2 и от -1 до -2) – область величин ниже (выше) средних, свойственных 13, 5 (27 % здоровых детей). Отклонения в пределах от 2 до 3 SD (SDS от +2 до +3 и от -2 до -3) – область низких (высоких величин, свойственных лишь 3 – 0,5 % здоровых детей.
Преимущества метода заключается в возможности оценки и описания резко выра-женных отклонений, которые чаще всего характеризуют эндокринную патологию. От-клонения исследуемого параметра более чем на 2 SD (SDS > 2), расценивают как патологические, а дети признаются требующими углубленного обследования.
Примечание. Величины в пределах + 2 SD (SDS + 2) до - 2 SD (SDS - 2) приблизи-тельно соответствуют величинам от 97 до 3 центиля. Скорость роста в год измеря-ется в см/год. Зная хронологический возраст на момент измерений, можно рассчи-тать скорость роста по формуле:
Скорость роста (см/год) SDS роста |
= |
(рост 2 – рост 1) |
(ХВ 2 – ХВ 1) |
где: ХВ 2 – хронологический возраст ребенка на момент обследования;
ХВ 1 – рост ребенка на момент предыдущего обследования.
II. Центильные таблицы (или графики) показывают количественные границы роста и массы тела у определенной доли или процента (центиля) детей в зависимости от возраста. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, поскольку при ис-пользовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты.
Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. Промежутки между центилями названы центильными коридорами. За нормальные величины приняты значения – в интервалах (или «коридорах») 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю). 3-й центиль – это такая вели-чина показателя, меньше которой он наблюдается у 3 % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля – у 10 % членов выборки и т. д. Если показатель находится либо ниже 3-й процентили, либо выше 97-й процентили, такая величина считается «аномальной».
Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше- или ниже среднего, высокое или низкое, а также гармоничное, дис-гармоничное, резко дисгармоничное.
При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уро-вень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4– 5-й коридоры (25– 75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10– 25-я центили) – ниже средних, в 6-й (75—90-я центили) — выше средних, во 2-й (3– 10-я центили) – низкими, в 7-й (90– 97-я центили) – высокими, в 1-й (до 3-й цен-тили) – очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) – очень высокими.
Процессе динамического исследования позволяет определить, развивается ли ре-бенок постоянно по некоторой процентили физического развития, снижаются ли его показатели, или же он наверстывает отставание. С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением пи-тания или неблагоприятными психосоциальными условиями.
Двухмерные центильные шкалы – «длина тела — масса тела», «длина тела — ок-ружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности гру-ди на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.
Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела или отличаются в пределах ±1,0-1,5 σ (или попада-ют в 4 –5-е центильные коридоры (25 — 75-я центили).
Дисгармоничным (непропорциональным) считается физическое развитие, при кото-ром масса тела и окружность груди отстают от должных за счет дефицита массы те-ла (3-й коридор, 10— 25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75—90-я центили) за счет повышенного жироотложения. Так же к дисгармоничным считается ФР , при котором один из показателей не соответствует на величину более ±1,5-2 σ (10 – 90 центилей).
Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3—10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90— 97-я центили) за счет повышенно-го жироотложения. При резко дисгармоничном ФР разница превышает ±2,2 σ (3 – 97 центиль).
Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения дея-тельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом ос-новании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дис-гармоничным и резко дисгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Поскольку единичные антропометрические изме-рения (например, рост или масса тела) имеют ограниченную ценность, следует рас-считывать такие показатели, как масса тела для данного роста, длина тела для дан-ного возраста и масса тела для данной длины.
3-я и 97-я процентили приблизительно эквивалентны кривым –2 стандартных отклонения и +2 стандартных отклонения, соответственно.
РОСТ (длина тела) ребенка - отражение системного процесса развития, более ста-бильный показатель, он менее зависит oт общего состояния, чем масса тела. После рождения процесс роста и развития у детей идёт неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь. Длина тела здорового доношенного ребенка обычно 48-52 сантиметра. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка В первые 3 месяца жизни она увеличивается в среднем на 9 сантиметров (по 3 сантиметра в месяц), в последующие 3 месяца по 2,5 сантиметра в месяц, во втором полугодии – по 1-1,5 сантиметра в месяц, За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 23-25 см. (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.), так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. В течение 2-го года жизни отме-чается уменьшение скорости роста ребенка: прибавка длины тела составляет 10—12 см, за третий – 7-8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка дости-гает 100 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно и составляет около 6-8 см в год соответственно. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5 - 6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого вре-мени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.
Таблица 1. Схема оценки физического развития детей по центильным таблицам
Центили массы тела по возрасту |
Центили длины тела по возрасту |
||||
3-10 |
10-25 |
25-75 |
75-90 |
90-97 |
|
97-90 |
Низкое, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) |
Ниже среднего, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) |
Среднее, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) |
Выше среднего, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) |
Высокое, резко дисгармоничное (избыток массы тела 2-й степени) |
90-75 |
Низкое, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) |
Ниже среднего, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) |
Среднее, дисгармоничное(избыток массы тела 1-й степени) |
Выше среднего, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) |
Высокое, дисгармоничное (избыток массы тела 1-й степени) |
75-25 |
Низкое, гармоничное |
Ниже среднего, гармоничное |
Среднее, гармоничное |
Выше среднего, гармоничное |
Высокое, гармоничное |
25-10 |
Низкое, дисгармоничное (дефицит массы тела 1 -и степени) |
Ниже среднего, дисгармоничное дефицит массы тела 1-й степени) |
Среднее, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени) |
Выше среднего, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени) |
Высокое, дисгармоничное (дефицит массы тела 1-й степени) |
10-3 |
Низкое, резко дисгармоничное (дефицит массы тепа 2-й степени) |
Ниже среднего, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени) |
Среднее, резко дисгармоничное(дефицит массы тела 2-й степени) |
Выше среднего, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени) |
Высокое, резко дисгармоничное (дефицит массы тела 2-й степени) |
Диагноз задержки роста или высокорослости устанавливается на основании сравне-ния его показателей со средними по росту или возрасту показателями:
МАССА ТЕЛА. В отличие от роста, масса тела является довольно лабильным пока-зателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием кон-ституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим). Наиболее интенсивная при-бавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном перио-де.
Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г. и в среднем равна 3000 – 3500 г.
Средняя ежемесячная прибавка в массе тела у здорового ре-бенка наиболее интенсивна в течение первого полугодия жизни - в первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, далее составляет 800г., во втором полугодии - 400г. К 4-4,5 месяца первоначальная масса тела удваивается, к 11-12 месяцам - ут-раивается. В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг.
Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерно-стью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, на-ходящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влияни-ем различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем.
Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2-2,5 кг ежегодно.
С 5-го по 10-й год жизни (препубертатный период) масса тела возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.
К шести годам масса тела становится вдвое, а к 11 годам-втрое больше, чем в годо-валом возрасте.
Диагностика нарушений энергетического обмена
Новорожденные, вес и, реже, рост, которых меньше 10 перцентиля, относятся к имеющим задержку внутриутробного развития (ЗВУР), которую расценивается как тяжелую, если эти параметры располагаются ниже 5 или 3 перцентиля. По результа-там сравнения соотношения веса и роста выделяется гармоничную задержку внут-риутробного развития (симметричный тип ЗВУР, наиболее тяжелую, так как пораже-ние роста свидетельствует о более ранних и выраженных нарушениях), и дисгармо-ничную (ассиметричный тип ЗВУР), где преобладает дефицит массы.
Макросомия определяется при превышении массы при рождения более 90 перцентиля.
Нарушения внутриутробного развития свидетельствуют о неадекватном уровне гор-монального обеспечения и существенных изменениях метаболизма, что может на-рушать оптимальные условия развития плода по генетическому плану.
На первом году жизни отклонение массы тела от нормы до 10% не считается пато-логией, однако, как излишняя прибавка массы тела так и отставание от возрастных норм в детском возрасте нежелательно (ситуация должна быть проанализирована).
В настоящее время соответствие массы тела росту определяется по индексу массы тела (ИМТ или индекс Кетле (Quotellet)), индекс соответствия массо-ростовых пока-зателей). ИМТ определяется по формуле - отношение массы тела (в кг) к росту (в м2). У взрослых при нормальной массе тела ИМТ имеет значения 18,5 – 25,0. Вели-чина индекса от 25,0 до 29,9 свидетельствует об избыточной массе тела, более 30,0 – об ожирении. В зависимости от величины ИМТ выделяются степени его тя-жести.
Таблица 2. Категории массы тела, определенные в зависимости от индекса массы тела (ВОЗ, 1997)
Категория |
ИМТ, кг/м2 |
Дефицит массы тела |
<18,5 |
Нормальная масса тела |
18,5– 24,5 |
Избыточная масса тела |
25,0 – 29,9 |
Ожирение I степени |
30,0 – 34,9 |
Ожирение II степени |
35,0 – 39,9 |
Ожирение III степени |
>40,0 |
У детей оценку показателя ИМТ проводят с учётом возраста и пола по рекомендо-ванным нормам. Нормой массы тела считается значение для соответствующего воз-раста. Эти нормативы рекомендованы ВОЗ (Expert Committee on Clinical Guidelines for Overweight in Adolescent Preventive Services и European Childhood Obesity Group) в качестве критерия для определения избыточной массы тела в детском возрасте. (Цит. по: Himes J.H. “Agreement among anthropometric indicators identifying the fattest adolescents” в Int. J. Obes. Relat. Metab. Disord. №23, 1999). Наличие ожирения уста-навливается при показателях ИМТ более 95 перцентиля, избыточной масса тела яв-ляется при ИМТ более 85 перцентиля. Дефицит массы тела у детей устанавливает-ся при показателях менее 10 перцентиля.
У детей раннего возраста ожирение и/или избыточная масса тела (ранее –паратрофия, адипозно-пастозная дистрофия, плюс-дистрофия, пастозный габитус, пахисомия, «излишне полные дети») диагностируется по данным ИМТ, предложен-ным в 1997 г. Dr. Michel Sempe et al. Клинически проявляется равномерным генера-лизованным избыточным развитием подкожно-жирового слоя, большими весовыми прибавками (1000 -1800 г.), рост обычный или незначительно больше нормального. Избыток массы тела появляется уже к 3-5 месяцу, чаще, - во втором полугодии жиз-ни.
Таблица 3. Значение ИМТ в зависимости от возраста
Возраст |
ИМТ |
|||
Годы |
Месяцы |
Центили |
||
3 |
50 |
97 |
||
Рождение |
10,99 |
12,92 |
15,09 |
|
|
3 |
13,13 |
15,22 |
17,53 |
|
6 |
14,37 |
16,7 |
19,31 |
|
9 |
14,95 |
17,4 |
20,18 |
1 год |
15,04 |
17,49 |
20,31 |
|
|
3 |
14,88 |
17,27 |
20,06 |
|
6 |
14,61 |
16,82 |
19,64 |
|
9 |
14,34 |
16,56 |
19,19 |
2 года |
14,12 |
16,25 |
18,8 |
В таблице 4 приведены значения ИМТ для оценки избыточной массы тела и степени ожирения у детей и подростков в возрасте от 2 до 18 лет, соответствующих критери-ям ожирения у взрослых (T.J.Cole, 2000).
Для оценки степени ожирения у детей используются рекомендации Ю. А. Князева: превышение массы тела (в качестве отрезной точки используется 90 перцентиль) выше 90 перцентиля для данного возраста и пола на 10—29 % соответствует I сте-пени, превышение на 30-49 % — второй и на 50-99 % — третьей степени ожирения.
Клиническое значение ожирения в детстве заключается в предикторной роли для развития ожирения в более старшем возрасте и взрослой жизни. Выделяется три критических периода, которые определяют высокую вероятность ожирения во взрослой жизни:
Определение абдоминального типа распределения жировой ткани имеет важное клиническое значение для взрослых и подростков старшей возрастной группы. Ме-тодом косвенной оценки количества абдоминальной жировой ткани у взрослых яв-ляется индекс отношения окружности талии к окружности бедер (ИТБ). При показа-телях ИТБ у женщин более 0,8 и у мужчин более 0,9, ожирение считается абдоми-нальным.
Кроме того, об абдоминальном типе жироотложения у взрослых можно судить по величине окружности талии, который также является показателем клинического рис-ка метаболических осложнений ожирения. По рекомендации Европейских экспертов (1998), величину окружности талии более 94 см у мужчин и более 80 см у женщин предложено считать индикатором абдоминального жироотложения. При показателях окружности талии более 102 см у мужчин и 88 см у женщин диагностируется выра-женное абдоминальное ожирение.
В детском возрасте коэффициент ИТБ малоинформативен из-за неустойчивости ти-па конституции в периоды интенсивного роста. Кроме того, корректная оценка на основании этого индекса у детей затруднительна из-за отсутствия референтных величин.
В позднем пубертатном периоде (после окончательного формирования типа консти-туции) анализ типа распределения жировой ткани проводится по величине индекса ИТБ или окружности талии с использованием критериев для взрослых.
Одним из наиболее надежных показателей биологической зрелости является сте-пень полового созревания ребенка. Период жизни, когда растущий организм дости-гает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением вторичных половых признаков.
Таблица 4. Показатели ИМТ для оценки избыточной массы тела и степени ожирения у детей и подростков в возрасте от 2 до 18 лет. ИМТ 25 для взрослых - только (ИМТ 27 = 85-ый percentile).
Возраст (годы) |
Соответствуют ИМТ 25 кг/м2 у взрослых |
Соответствуют ИМТ 30 кг/м2 у взрослых |
||
Мужской пол |
Женский пол |
Мужской пол |
Женский пол |
|
2 |
18,41 |
18,02 |
20,09 |
19,81 |
2,5 |
18,13 |
17,76 |
19,8 |
19,55 |
3 |
17,89 |
17,56 |
19,57 |
19,36 |
3,5 |
17,69 |
17,4 |
19,39 |
19,23 |
4 |
17,55 |
17,28 |
19,29 |
19,15 |
4,5 |
17,47 |
17,19 |
19,26 |
19,12 |
5 |
17,42 |
17,15 |
19,3 |
19,7 |
5,5 |
17,45 |
17,2 |
19,47 |
19,34 |
6 |
17,55 |
17,34 |
19,78 |
19,65 |
6,5 |
17,71 |
17,53 |
20,23 |
20,08 |
7 |
17,92 |
17,75 |
20,63 |
20,51 |
7,5 |
18,16 |
18,03 |
21,09 |
21,01 |
8 |
18,44 |
18,35 |
21,6 |
21,57 |
8,5 |
18,76 |
18,69 |
22,17 |
22,18 |
9 |
19,1 |
19,07 |
22,77 |
22,81 |
9,5 |
19,46 |
19,45 |
23,39 |
23,46 |
10 |
19,84 |
19,86 |
21 |
24,11 |
10,5 |
20,2 |
20,29 |
24,57 |
24,77 |
11 |
20,55 |
20,74 |
25,1 |
25,42 |
11,5 |
20,89 |
21,2 |
25,58 |
26,05 |
12 |
21,22 |
21,68 |
26,02 |
26,67 |
12,5 |
21,56 |
22,14 |
26,43 |
27,24 |
13 |
21,91 |
22,58 |
26,84 |
27,76 |
13,5 |
22,27 |
22,98 |
27,25 |
28,2 |
14 |
22,62 |
23,34 |
27,63 |
28,57 |
14,5 |
22,96 |
23,66 |
27,98 |
28,87 |
15 |
23,29 |
23,94 |
28,3 |
29,11 |
15,5 |
23,6 |
24,17 |
28,6 |
29,29 |
16 |
23,9 |
24,34 |
28,88 |
29,43 |
16,5 |
24,19 |
24,54 |
29,14 |
29,56 |
17 |
24,46 |
24,7 |
29,41 |
29,69 |
17,5 |
24,73 |
24,85 |
29,7 |
29,84 |
18 |
25 |
25 |
30 |
30 |
Методы оценки полового созревания
Наиболее информативным показателем полового и физического развития подростков в пубертатном периоде являются вторичные половые признаки (ВПП) – внешние про-явления глубоких эндокринных сдвигов, сопровождающих начало, прогрессирование и окончание полового созревания. Степень их развития позволяет судить о физиоло-гичности течения полового созревания, а также выявить разнообразные отклонения этого процесса.
Время начала пубертата может варьировать и в большей степени коррелирует с ко-стным возрастом, отражая степень биологической зрелости организма. Возраст по-явления ВПП зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и ге-нетических особенностей. Согласно принятым в педиатрической эндокринологии правилам, физиологическими рамками начала полового созревания является воз-растной интервал 8 – 13 лет. У здоровых девочек в современных условиях пубертат начинается в 8 – 9 лет и заканчивается в 16 – 17.
I метод: Для оценки полового созревания детей разного хронологического возраста во всем мире применяется единая шкала J.M.Tanner. Она позволяет объективизиро-вать клинические наблюдения, поскольку дети одного и того же хронологического возраста могут находиться как минимум, на трех различных стадиях полового разви-тия. Для девочек шкала Tanner разделена на 4 категории – степень развития молоч-ных желез, менструальная функция, оволосение лобка и подмышечных впадин. Сте-пень развития вторичных половых признаков в этих категориях различается по ста-диям. Стадия 0 – допубертатная (когда признак отсутствует), IV стадия обозначает достижение по указанным категориям параметров взрослой женщины (рис. 1). Нор-мальным индивидуальным развитием является последовательное развитие от I до IV стадии без отклонения более чем на один уровень между всеми признаками. Время развития от I до IV стадий обычно занимают 3 – 4 года.
Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака; напри-мер А2, P3, Ма3, Ме1. Для оценки менструальной функции существует три категории; Ме1 – ме-нархе, Ме2 – неустановившийся менструальный цикл (является вариантом нормы 1 год после наступления менархе), Ме3 – установившийся менструальный цикл. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отста-вание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше.
Хотя хронологическое время начала, продолжительности и окончания пубертата имеет индивидуальные особенности, однако, для девочек патологически ранним на-чалом полового созревания следует считать увеличение молочных желез и появле-ние полового оволосения до восьмилетнего возраста или менархе раньше 9 – 10 лет. Соответственно, патологическим признаком является отсутствие каких-либо признаков пубертата у девочек старше 13 – 13,5 лет и отсутствие менструаций в 15 – 15, 5 лет и старше.
Отставание или резкое опережение выраженности ВПП по сравнению со средними значениями приводит к заключению о наличии патологии и требует углубленного эн-докринологического обследования. Так, отсутствие каких-либо вторичных половых признаков в 13 летнем возрасте и менструации при наличии вторичных половых признаков в 15,5 лет, является признаком задержки полового развития; появление ВПП до 8-летнего возраста свидетельствует о преждевременном половом созрева-нии, оба состояния требуют эндокринологического обследования.
II метод: Общеизвестно, что индивидуальное время начала пубертата определяется наследственными и средовыми факторами. Именно поэтому для клинического раз-граничения нормы и патологии полового созревания не всегда приемлемо понятие «средняя возрастная норма». Это связано с тем, что индивидуальное половое раз-витие у подростков может значительно отличаться от «средних показателей», но, тем не менее, оставаться физиологическим. Сравнение индивидуальных показате-лей развития вторичных половых признаков с приводимыми нормативами является более информативным, чем при сравнении с общепринятыми возрастными нормами.
Оценка индивидуальных данных на основании сравнительного сопоставления их со средними величинами оценочных таблиц позволит правильно и объективно оценить половое развитие каждого конкретного ребенка. При использовании сигмального ме-тода (с учетом вариабельности нормы в каждом календарном возрасте) нормальные показатели должны укладываться в интервал от –2 до +2σ.
Таблица 5. Стадии развития вторичных половых признаков по Tanner
Стадия |
Молочная железа (Ма – mammae) |
Появление волос на лобке (Р – pubis): |
Развитие волос в подмышечной впадине (А – axillaris): |
Ма – детский сосок |
Р — отсутствие волос |
АО – отсутствие волос |
|
I |
Ma1 – увеличение только соска, околососковый кружок выдается над уровнем кожи |
P1 — единичные короткие волосы типа веллюс |
A1 — единичные волосы располагающиеся в центре впадины |
II |
Ма2 – околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи |
Р2 – волосы на центральной части лобка более густые, длинные, оволосение редкое, волосы слегка пигментированы, располагаются на медиальной поверхности половых губ |
А2 – волосы более густые на центральном участке впадины |
III |
Ма3 – железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса |
Р3 – волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка |
А3 – волосы густые, длинные по всей подмышечной области |
IV |
Ма4 – сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины |
Р4 – волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей |
А4 – занимают всю впадину, но их количество меньше, чем у взрослых |
Рисунок 3. Схематическое изображе-ние стадий развития молочной железы и лобкового оволосения по Tanner
Таблица 6. Показатели развития молочной железы у девочек различных возрастных групп.
Возраст (лет) |
Общее количество детей (чел.) |
Не имеют признака (чел.) |
Имеют признак (чел.) |
Количество детей в зависимости от степени развития признака по Tanner (чел.) |
Средний показатель развития признака (в баллах) M ± m |
s |
Физиологические пределы |
|||||
I |
II |
III |
IV |
-2s |
+2s |
|||||||
7 |
62 |
54 |
8 |
54 |
8 |
− |
− |
− |
0,13±0,03 |
0,2 |
0,53 |
|
8 |
94 |
77 |
17 |
77 |
17 |
– |
– |
– |
0,18±0,02 |
0,2 |
0,58 |
|
9 |
99 |
75 |
24 |
75 |
22 |
2 |
– |
– |
0,26±0,04 |
0,4 |
1,06 |
|
10 |
103 |
27 |
76 |
27 |
38 |
33 |
5 |
– |
1,14±0,06 |
0,6 |
2,34 |
|
11 |
315 |
22 |
293 |
22 |
96 |
128 |
67 |
2 |
1.46±0,05 |
0,8 |
3,06 |
|
12 |
312 |
5 |
307 |
5 |
38 |
146 |
119 |
4 |
2.25±0,05 |
0,8 |
0,65 |
3,85 |
13 |
296 |
– |
296 |
– |
13 |
96 |
178 |
9 |
2.62±0,03 |
0,6 |
1,42 |
3,82 |
14 |
196 |
– |
196 |
– |
3 |
38 |
144 |
11 |
2.83±0,04 |
0,6 |
1,63 |
4,03 |
15 |
92 |
– |
92 |
– |
– |
17 |
55 |
20 |
3.36±0,04 |
0,4 |
2,56 |
4,16 |
16 |
100 |
– |
100 |
– |
– |
9 |
37 |
54 |
3.45±0,04 |
0,4 |
2,65 |
4,25 |
Отставание выраженности вторичных половых признаков более чем на 2σ (по срав-нению с региональными нормативами) приводит к заключению о наличии патологии и требует углубленного исследования.
Основные параметры полового развития школьниц г. Архангельска приведены в таблицах 6 – 9).
Средний возраст появления телархе равен 10.26±0,18 лет, при σ =1,14, таким обра-зом, индивидуальные физиологические показатели сроков его появления лежат ме-жду значениями 7,98 – 12,54 лет.
Таблица 7. Показатели развития лобкового оволосения (пубархе) у девочек различ-ных возрастных групп.
Возраст (лет) |
Общее количество детей (чел.) |
Не имеют признака (чел.) |
Имеют признак (чел.) |
Количество детей в зависимости от степени развития признака по Tanner (чел.) |
Средний показатель развития признака (в баллах) M ± m |
s |
Физиологические пределы |
|||||
I |
II |
III |
IV |
-2s |
+2s |
|||||||
7 |
62 |
62 |
– |
62 |
– |
− |
− |
− |
– |
– |
– |
– |
8 |
94 |
90 |
4 |
90 |
4 |
– |
– |
– |
0,04±0,02 |
0,2 |
0,44 |
|
9 |
99 |
94 |
5 |
94 |
5 |
– |
– |
– |
0,05±0,02 |
0,2 |
0,45 |
|
10 |
103 |
79 |
24 |
79 |
13 |
9 |
2 |
– |
0,36±0,06 |
0,6 |
1,56 |
|
11 |
315 |
125 |
190 |
125 |
105 |
65 |
20 |
– |
0,94±0,03 |
0,6 |
2,14 |
|
12 |
312 |
51 |
261 |
51 |
72 |
106 |
78 |
5 |
1,72±0,05 |
0,8 |
0,12 |
3,32 |
13 |
296 |
15 |
281 |
15 |
37 |
110 |
127 |
7 |
2,25±0,04 |
0,8 |
1,65 |
3,85 |
14 |
196 |
– |
196 |
– |
14 |
63 |
118 |
1 |
2,52±0,04 |
0,6 |
1,32 |
3,75 |
15 |
92 |
– |
92 |
– |
– |
20 |
71 |
1 |
2,79±0,04 |
0,4 |
1,99 |
3,59 |
16 |
100 |
– |
100 |
|
– |
– |
78 |
22 |
3,22±0,02 |
0,2 |
2,82 |
3,62 |
Средний возраст появления пубархе равен 10,92±0,2 лет, при σ = 0,98, таким обра-зом, индивидуальные физиологические показатели срока появления пубархе лежат между значениями 8,96 – 12,88 лет.
Средний возраст подмышечного оволосения (аксиллархе) равен 11,5±0,22 лет при σ = 0,82, таким образом, индивидуальные физиологические показатели срока появле-ния оволосения лежат между значениями 11,06 – 11,94 лет.
Таблица 8. Показатели развития подмышечного оволосения у девочек различных возрастных групп.
Возраст (лет) |
Общее количество детей (чел.) |
Не имеют признака (чел.) |
Имеют признак (чел.) |
Количество детей в зависимости от степени развития признака по Tanner (чел.) |
Средний показатель развития признака (в баллах) M ± m |
s |
Физиологические пределы |
|||||
I |
II |
III |
IV |
-2s |
+2s |
|||||||
7 |
62 |
62 |
– |
62 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
8 |
94 |
94 |
– |
94 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
9 |
99 |
99 |
– |
99 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
10 |
103 |
94 |
9 |
94 |
8 |
1 |
– |
– |
0,10±0,04 |
0,4 |
0,90 |
|
11 |
315 |
183 |
133 |
183 |
106 |
21 |
5 |
– |
0,52±0,03 |
0,6 |
1,72 |
|
12 |
312 |
99 |
213 |
99 |
104 |
91 |
18 |
– |
1,09±0,03 |
0,6 |
2,29 |
|
13 |
296 |
45 |
251 |
45 |
83 |
118 |
49 |
1 |
1,59±0,05 |
0,8 |
3,19 |
|
14 |
196 |
10 |
186 |
10 |
38 |
84 |
62 |
2 |
2,04±0,06 |
0,8 |
0,8 |
3,64 |
15 |
92 |
1 |
91 |
1 |
5 |
42 |
40 |
4 |
2,45±0,08 |
0,8 |
0,8 |
4,05 |
16 |
100 |
– |
100 |
– |
– |
20 |
62 |
18 |
2,98±0,04 |
0,4 |
0,4 |
3,78 |
Средний возраст менархе среди обследованных 538 девушек составляет 12,58±0,04 лет при σ = 0,92, т. о., физиологические индивидуальные показатели воз-раста наступления менархе лежат между значениями 10,74 – 14,42 лет. Менее чем у 3 % девушек первые менструации появляются до 11 лет, тот факт, что у 72,68 % де-вушек возраста менархе находится в диапазоне от 12 до 14 лет, соответствует рас-пространенным классическим представлениям о времени наступления менструаль-ной функции у девушек. При этом необходимо обратить внимание на то, что у 8,89 % детей менархе начиналось после 14 лет.
Таблица 9. Распределение обследованных девочек на группы в зависимости от воз-раста наступления менархе
Показатели |
Объем выборки |
Возраст наступления менархе |
||||||
9–10 |
10–11 |
11–12 |
12–13 |
13–14 |
14–15 |
15–16 |
||
Количество наблюдений (чел.) |
538 |
3 |
11 |
85 |
218 |
173 |
46 |
2 |
Процент от общего числа (%) |
100 |
0,56 |
2,04 |
15,8 |
40,52 |
32,16 |
8,55 |
0,37 |
Отклонение выраженности вторичных половых признаков по сравнению со средними значениями приводит к заключению о наличии патологии и требует углубленного ис-следования.Разработанные на основании многолетнего исследования данные поло-вого развития и составленные оценочные таблицы могут использоваться как регио-нальные нормативы при оценке полового развития детей.
Девочки с выявленными нарушениями полового развития подлежат совместному диспансерному наблюдению эндокринолога и гинеколога, для более раннего прове-дения реабилитационных мероприятий и тем самым снижения частоты гинекологических нарушений.
Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.