К столетию создания школы детских медсестер и дома ребенка в Царском Селе

ГлавнаяСтатьи докторуПедиатрия и неонатология → К столетию создания школы детских медсестер и дома ребенка в Царском Селе

В начале 20-го столетия младенческая смертность в России, составлявшая более 20% вместе с Румынией и Австро-Венгрией, по сравнению с другими государствами, стояла на первом месте. Причину высокой младенческой смерти видели в "нераспространенности здоровых понятий и привычек ухода и кормления младенцев". Первые положительные результаты были достигнуты в 1905 году созданием школы детских медсестер и дома ребенка императрицы Александры Федоровны в Царском Селе, Санкт-Петербург.

16 августа 1912 года профессор Лангштейн писал в школу детских медсестре и дом ребенка императрицы Александры Федоровны и просил «как можно скорее выслать имеющие там печатные работы и проспекты, а также порядок организации служб».

Среди многих других сохранился и следующий проспект:

ШКОЛА ДЕТСКИХ МЕДСЕСТЕР И ДОМ РЕБЕНКА ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

29 мая 1905 года учреждение было открыто; своему основанию оно должно быть благодарно императрице Александре Федоровне, на чьи личные средства было построено и содержится данное учреждение.

Расходы по строительству и оборудованию составили около 190 000 рублей (410 000 немецких марок), годовой бюджет учреждения составляет в настоящее время около 50 000 рублей (110000 немецких марок) из которых только пятая часть покрывается за счет стипендий и платы по уходу за детьми.

В своих устремлениях императрица хотела подготовить воспитанниц школ Императорского женского объединения для решения практических диктуемых жизнью задач, чтобы способные к выхаживанию детей имели для этого все возможности для получения основательной теоретической и практической подготовки.

Императорское патриотическое женское объединение было основано в 1812 году, прежде всего для того, чтобы обеспечить кров и воспитание детям павших в Отечественной войне 1812 года нижних чинов. Позднее в школах воспитывались дочери родителей, не способных заплатить за обучение всех сословий. Преподавание в этих школах (интернатах) осуществлялось в пределах народных школ высших ступеней и выпускницы могли зарабатывать свой хлеб в качестве служанок, портних, служащих бюро и т.д. Позднее по инициативе императрицы возникли школы продолжающие образование для служб в бюро, дамских ателье. С созданием школ детских медсестер к этому добавляется получение образование по выхаживанию детей, ставящее своей задачей подготовку нянь (бонн) на современном уровне.

ШКОЛЬНИЦЫ И ПРЕПОДАВАНИЕ

Учреждение могло принять 50 школьниц и 40 детей, почти исключительно грудных, из которых небольшая часть оставалась в учреждении до возраста 7 лет. Современные методы ухода составляли основную задачу преподавания.

Наименьший возраст поступающей в школу должен быть в пределах 16 лет, согласно свидетельству об окончании школ патриотического женского объединения после 2-годичного курса обучения школьницы в 18 лет уже могли заниматься практической деятельностью, хотя и обусловленный обстоятельствами, но все-таки довольно юный возраст, но обучение проходили и девочки более старшего возраста с аналогичным или даже более высоким перед этим полученным образованием, допускались к обучению и женщины.

За обучение и полное обеспечение (включая белье и одежду) школьницы должны были платить 360 рублей в год (780 немецких марок); однако до сих пор обучение и содержание из-за неплатежеспособности родителей осуществляется безвозмездно. За уход за детьми ежемесячно начислялось 30-40 рублей (65-86 немецких марок), однако бесплатное содержание и обучение значительно превышало эту сумму. Количество кормилец в этом учреждении составляет 6, охотно принимаются кормящие матери с их детьми и если они ещё кормят и других детей, то им за это приплачивается.

УХОД ЗА ДЕТЬМИ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обучение рассчитано на 2 года и охватывает теоретическую и практическую подготовку няни и расширение её общего образования. Последнее ставит своей задачей пробудить интерес у школьниц к красоте и добру и развить склонность и любовь к образовательной литературе; кроме занятий по религии, естествознания и географии им преподается рисование, пение и элементы педагогики с практическими навыками по занятиям с детьми и подвижным играм, а также специальные обзоры по детской литературе.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС охватывает общие представления об анатомии и физиологии, учения о здоровье и первой помощи при более часто встречаемых детских заболеваниях, а также по гигиене ребенка с обращением особого внимания на грудной возраст. Лекции имеют обзорный характер с применение имеющегося детского материала.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основой специального образования является практическая деятельность под руководством директора с помощью двух медсестер и под наблюдением старшей медсестры.

Каждой ученице сразу же доверяется ребенок грудного возраста, за которого она полностью несет ответственность и заботу до тех пор, пока он остается в данном учреждении; в своем журнале с помощью диаграмм она точно должна отмечать вес тела. вид и количество питания, температуру тела и все колебания состояния ребенка и лишь временно в связи с учебным процессом и практическими занятиями по молочной и детской кухне, домашней аптеке или будучи отозванной в швейную мастерскую, она передает этого ребенка под опеку дежурной ученице.

При утренних посещениях директора она отчитывается и получает новые предписания после обсуждения уже проделанного; при обходе директора все ученицы принимают участи и при этом обсуждаются все изменения состояния здоровья детей и ухода, что даёт возможность ученицам знать всех грудных детей.

Важной основой этого практического преподавания представляют навыки, получаемые ученицами в сохранении и обеспечении асептических условий. На любом направлении их деятельности, как личном, так и связанным с уходом за ребенком, проведение асептических мероприятий и индивидуальное предохранение (изоляция) приборов, относящихся к уходу, и всего относящегося к ребенку инвентаря воспитывается глубокая ответственность за доверенного ей ребенка

Кроме осуществляемого ухода, она должна посещать в определенное время лекции, работать на молочной и детской кухне, в домашней аптеке, готовить перевязочный материал, шить, производить уборку детской комнаты, кроватки и находить время заниматься и своей собственной спальней. Кроме того, по заранее составленному графику у неё имеются дневные и ночные дежурства по детской комнате.

ПРИЕМ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ
Принимаются по возможности здоровые или дети с пониженным питанием, больные вообще не принимаются.

Заболевший в учреждении лечиться здесь же, даже те, которые при контакте могут передать инфекцию, что способствует знакомству с правилами изоляции и распространения инфекции; этот в прочем безопасный метод ставит свои цели обучения и не вредит детям. Хотя основные задачи обучения концентрируются вокруг детей грудного возраста, наличие нескольких детей в возрасте до 7 лет вполне достаточно для решения задач связанных с уходом и воспитанием детей более старшего возраста.

Для обучения уходу за новорожденными ученицы на 2-недельный цикл прикрепляются к рядом расположенному родильному дому, где они полностью берут на себя уход за доверенными им новорожденными. Подобного цикла в детской больнице провести ещё не удалось, но интеркуррентные заболевания детей, находящихся в учреждении, дают достаточную практику и по уходу за больными детьми.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
В течение 6 лет работы учреждения было принято 150 учениц, из которых 58 успешно сдали экзамены и работают в качестве бонн в различных семьях. До окончания курса были исключены и отчислены по различным причинам 38, 4 умерло, в настоящее время число их составляет 50. Их успех в семьях весьма удовлетворителен и радует, как заработная плата ими получаемая около 40 марок ежемесячно при поступлении и далее часто прогрессивно увеличивается до 60 марок. Наше учреждение в течение 2 лет осуществляет патронаж над воспитанницами и поддерживает связь с семьями, чтобы следить за дальнейшим ростом своих бывших воспитанниц.

Количество принятых детей за 6 лет составляет 111, среди которых грудных детей 105 и 6 детей в возрасте старше 1 года. При нахождении их в доме ребенка соотношение возрастов изменилось следующим образом: 20 детей грудного возраста, 10 детей в возрасте 1-3 лет и 10 в возрасте 3-7 лет.

Выписано из дома ребенка 061, умерло 5, в настоящее время находится 45. Из 5 умерших 2 были в возрасте до года, из трех более старших один ребенок умер от крупозной пневмонии, один - от алиментарной интоксикации, один - от скарлатины.

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Рейтинг пластических хирургов 2016

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.