Павлихин О.Г. (Москва)
В последнее время, в связи с большим количеством постановок мюзиклов увеличилось число артистов этого жанра обращающихся за помощью к фониатрам с различными нарушениями голоса.
Под нашим наблюдением находилось 36 вокалистов в возрасте от 22 до 38 лет работающих в различных мюзиклах идущих в г. Москве в течение сезона 2002-2003г. Из них 10 мужчин и 26 женщин. По данным обследования проведенного у артистов были выявлены следующие заболевания: гипотонусная дисфония -24, гипертонусная дисфония - 2, гипогипертонус гортани - 2, кровоизлияние в голосовую складку -3, контактная гранулема – 1, узелки голосовых складок -5.
Увеличение заболеваемости голосового аппарата у певцов занятых в мюзиклах связано со специфическими условиями работы в этой области музыкального театра. К ним можно отнести:
• достаточно короткий срок выпуска спектаклей
• большую интенсивность репетиционного процесса (ежедневные утренние и вечерние репетиции без достаточного времени для отдыха актеров) и плотный график проката спектаклей (как правило, блок из 10-12 ежедневных представлений, сдвоенные спектакли) и, как следствие этого, невозможность адекватного восстановления голосового аппарата
• чередование пения и танцев во время спектакля, что требует от исполнителя использования различных типов дыхания.
Также, часто спецэффекты, используемые в мюзиклах, связаны неблагоприятными условиями работы для исполнителей (пение в не физиологичном положении, задымление, раздражающее слизистую оболочку верхних дыхательных путей и т.п.). Многие актеры, к сожалению, злоупотребляют никотином. 20 из наблюдаемых нами пациентов являлись курильщиками.
Нередки случаи, когда исполнители поют партии не соответствующие их природному голосу, а также в ряде спектаклей (особенно в массовых сценах) заняты исполнители, не имеющие вокального образования. Среди наблюдаемых нами пациентов 4 не имели специального образования и 14 человек являлись студентами театральных учебных заведений.
Часто артисты работают без страхующих исполнителей, вынуждены выходить на сцену в нездоровом состоянии (простудные заболевания, месячные у женщин), что повышает нагрузку на голосовой аппарат и, соответственно, вероятность его заболевания.
При изучении уровня ситуационной и личностной тревожности пациентов (тест Спилбергера) у всех у них был зарегистрированы высокие и очень высокие значения этого показателя, что свидетельствовало о наличии у артиста невротического конфликта, эмоционального и невротического срыва. Это в свою очередь вызывало нарушение способности к концентрации внимания, иногда расстройство тонкой координации - которые крайне необходимы для правильного голосоведения. Высокий уровень эмоциональной напряженности был обусловлен, как правило, несоответствием возможностей исполнителя требованиям, предъявляемых постановщиком или завышенной самооценкой актера.
Все вышеуказанные факторы приводят к хронической перегрузке голосового аппарата, развитию функциональных, а затем и органических заболеваний гортани.
Таким образом, задачей фониатра, работающего с вокалистами занятыми в мюзиклах, является тщательный анализ причин, способствующих заболеванию голосового аппарата артистов и проведение мероприятий, направленных на профилактику голосовых расстройств.
Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.