Резонансная теория искусства пения – новая методическая основа профессионального голосообразования

Морозов В.П. (Москва)

Хорошо известно, что лучший способ избежать болезни – это предотвратить ее. Важнейшим средством профилактики заболеваний голосового аппарата у певцов является совершенная вокальная техника. Поэтому вопрос о том, что такое совершенная вокальная техника, стоит в числе наиважнейших научно-практических задач.

Современная вокальная наука за последнее десятилетие шагнула далеко вперед, располагает принципиально новыми представлениями о природе певческого голоса и ответом на вопрос о совершенстве вокальной техники.
Традиционная, так называемая миоэластическая теория голосообразования, а также нейрохронаксическая теория Рауля Юссона (R. Husson) основную роль в образовании певческого голоса придавали особенностям работы гортани и голосовых складок певца. Однако, голосовой аппарат, как известно, состоит не только из гортани и голосовых складок; в качестве важнейших компонентов он включает дыхательный аппарат и систему резонаторов.

Наши исследования показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата.

Показано, что рациональная организация певцом резонансной системы, значительно повышает эффективность голосообразования, т.е. коэффициент полезного действия голосового аппарата, без каких-либо дополнительных усилий со стороны гортани и тем самым является как бы «даровым источником» акустической энергии голоса.
Особо следует подчеркнуть фониатрический аспект резонансной теории и техники пения: резонаторы у лучших певцов выполняют важнейшую защитную роль по отношению к гортани и голосовым складкам, что и придает их голосу выносливость и долговечность. Нами выделены семь акустико-физиологических механизмов защиты гортани профессиональных певцов от травмирующего воздействия перегрузок.

Рассмотрены семь важнейших функций певческих резонаторов: энергетическая (усиление голоса), генераторная (резонаторы выступают в качестве согенераторов певческого звука), фонетическая (формирование вокальной речи), эстетическая (формирование эстетических свойств певческого голоса), защитная (защита гортани от перегрузок), индикаторная (ощущения вибрации резонаторов – служат певцу средством самоконтроля их активности и настройки) и активизирующая (вибрация резонаторов повышает тонус голосового аппарата). Объясняются акустико-физиологические механизмы взаимодействия резонаторов с работой гортани и певческого дыхания. Большое внимание уделено психологическим основам резонансного пения и сформулированы пять основных принципов резонансной техники выдающихся мастеров вокального искусства.
Резонансная теория искусства пения – научно-практическая теория. Ее основные положения взяты из практики выдающихся певцов и педагогов, научно объяснены и направлены на совершенствование практических методов работы над голосом. РТИП не только объясняет феномен резонансного пения, но и указывает пути овладения резонансной певческой техникой.

Исследования проведены с применением современных методов акустики, физиологии, психологии и новейших компьютерных технологий. Применение указанных методов позволяет произвести детальный анализ певческого голоса и выявить его характерные акустические свойства, обуславливающие его высокие эстетические качества: наличие высокой и низкой певческих формант и др.

Исследования выявили важнейшую роль высокой певческой форманты (ВПФ) в обеспечении таких ценных качеств певческого голоса как звонкость, яркость, а также полётность звука. Это впервые было доказано автором путем удаления ВПФ из голоса выдающихся певцов и выделения ВПФ в изолированном виде.
В последние годы автором установлено, что в обеспечении полётности голоса важная роль принадлежит не только ВПФ, но и низкой певческой форманте (НПФ). Именно гармоническое сочетание ВПФ и НПФ придает голосу певца способность прорезать звуковую мощь оркестра и хорошо слышаться в самых отдаленных местах большого акустического зала.

Важно отметить, что хорошо выраженные как ВПФ, так и НПФ, являются результатом высокой активности резонансной системы голосового аппарата, т.е. – показателем резонансной техники пения.

Таким образом, компьютерные методы позволяют как бы реконструировать особенности вокальной техники звукообразования, в частности – оценить степень активности резонансной системы поющего, например, таких выдающихся мастеров, как Шаляпин, Карузо и др. Равным образом, компьютерный анализ позволяет выявить и недостатки голоса и механизмов его образования у молодых неопытных певцов.

На основе РТИП автором разработан и применяется эффективный комплексный метод диагностики вокальной одаренности, включающий компьютерный анализ голоса и обследование с помощью специально разработанных тестов (на эмоциональный слух, вокальный слух, принадлежность певца к художественному или мыслительному типу личности и др.) 

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.