Развитие голоса и коммуникативность студентов

Ярцева Н.Н. (Рязань)

Коммуникация, как многогранный процесс духовно-психологической связи, возникающей в ходе межличностного общения, может быть вербальной и невербальной, что позволяет достигать наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами. Людям творческих профессий для успешного осуществления деятельности необходимы коммуникативные умения, позволяющие обеспечивать непосредственный эмоциональный контакт с окружающими в процессе обмена информацией, который идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая позой, жестом, мимикой лица. Одной из существенных причин, вызывающих затруднения в межличностном общении будущих педагогов, актеров и музыкантов, является неумение управлять голосовым аппаратом. Недостаточная сформированность акустических характеристик голоса в значительной мере затрудняет процесс овладения техникой интонирования, способствующей установлению положительных взаимоотношений студентов друг с другом, детьми, слушателями и т. д.

Многие ученые уделяли особое внимание вопросам профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий, улучшению тембра голоса, увеличению его силы и выносливости (Ю.С. Василенко, В.Г. Ермолаев, Ф.Ф. Заседателев, К.В. Злобин, О.С. Орлова и др.). В настоящее время известны исследования, в которых применяется акустическая и визуальная биологическая обратная связь с целью диагностики и коррекции различных речевых нарушений. Важнейшей задачей является создание эффективной методики развития и восстановления голоса с использованием оборудования, доступного для самостоятельной работы студентов по изучению и устранению ряда вокально-речевых недостатков. Для решения поставленной задачи был проведен количественный анализ изменения звуковых характеристик, который фиксировался на экспериментальном оборудовании: звуковая карта, микрофон, колонки, компьютерные программы. В качестве иллюстраций приведены графики, полученные с помощью программы звуковой обработки WaveLab от компании Steinberg в ходе одного из занятий (первоначальный уровень звуковых характеристик обучаемого - результат воздействия разработанного метода эмоционально-звукового взаимодействия, направленного на формирование коммуникативных умений студентов). Продолжительность каждого занятия определялась в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучаемого (20-40 минут). Обследовано 80 студентов в возрасте от 17 до 28 лет: 20 студентов дошкольного отделения Рязанского педагогического колледжа; 20 будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений из Московского педагогического государственного университета; 20 студентов Московского государственного университета культуры (Рязанский филиал) и Российской академии музыки; 20 студентов Школы-Студии (вуз) при МХАТ им. А.П. Чехова, ВГИК и Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Все студенты посетили по три занятия, на которых они осваивали голосовые, дыхательные, артикуляционные, пластические упражнения, составляли индивидуальный план работы по устранению выявленных недостатков.

Полученные результаты в ходе экспериментального исследования позволяют определить необходимое количество занятий и оптимальный режим их проведения со студентами с различной симптоматикой вокально-речевых нарушений. Было выявлено, что пение гласного "и" способствует повышению мышечного тонуса и эластичности голосовых складок, расширению диапазона, появлению дополнительных обертонов, придающих голосу звонкость и полётность (рис. 1, 2).

Вокализация гласного "у" увеличивает продолжительность дыхания, делает выдох плавным, а звук ровным. Исчезает ощущение одышки и неравномерного движения диафрагмы (рис. 3, 4).

Опыт работы со студентами педагогических, театральных и музыкальных учебных заведений показал, что повышение уровня звуковысотной и тембральной чувствительности обучаемых обеспечивает осознанную контролируемую работу голосовой, артикуляционной и дыхательной систем. Освоение студентами компьютерных программ по обработке звука позволяет им своевременно принимать профилактические меры по предотвращению профессиональных заболеваний гортани.

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Рейтинг пластических хирургов 2016

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.