Развитие голоса и коммуникативность студентов

Ярцева Н.Н. (Рязань)

Коммуникация, как многогранный процесс духовно-психологической связи, возникающей в ходе межличностного общения, может быть вербальной и невербальной, что позволяет достигать наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами. Людям творческих профессий для успешного осуществления деятельности необходимы коммуникативные умения, позволяющие обеспечивать непосредственный эмоциональный контакт с окружающими в процессе обмена информацией, который идет, начиная от содержания речи, звучания голоса и заканчивая позой, жестом, мимикой лица. Одной из существенных причин, вызывающих затруднения в межличностном общении будущих педагогов, актеров и музыкантов, является неумение управлять голосовым аппаратом. Недостаточная сформированность акустических характеристик голоса в значительной мере затрудняет процесс овладения техникой интонирования, способствующей установлению положительных взаимоотношений студентов друг с другом, детьми, слушателями и т. д.

Многие ученые уделяли особое внимание вопросам профилактики и коррекции нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий, улучшению тембра голоса, увеличению его силы и выносливости (Ю.С. Василенко, В.Г. Ермолаев, Ф.Ф. Заседателев, К.В. Злобин, О.С. Орлова и др.). В настоящее время известны исследования, в которых применяется акустическая и визуальная биологическая обратная связь с целью диагностики и коррекции различных речевых нарушений. Важнейшей задачей является создание эффективной методики развития и восстановления голоса с использованием оборудования, доступного для самостоятельной работы студентов по изучению и устранению ряда вокально-речевых недостатков. Для решения поставленной задачи был проведен количественный анализ изменения звуковых характеристик, который фиксировался на экспериментальном оборудовании: звуковая карта, микрофон, колонки, компьютерные программы. В качестве иллюстраций приведены графики, полученные с помощью программы звуковой обработки WaveLab от компании Steinberg в ходе одного из занятий (первоначальный уровень звуковых характеристик обучаемого - результат воздействия разработанного метода эмоционально-звукового взаимодействия, направленного на формирование коммуникативных умений студентов). Продолжительность каждого занятия определялась в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки обучаемого (20-40 минут). Обследовано 80 студентов в возрасте от 17 до 28 лет: 20 студентов дошкольного отделения Рязанского педагогического колледжа; 20 будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений из Московского педагогического государственного университета; 20 студентов Московского государственного университета культуры (Рязанский филиал) и Российской академии музыки; 20 студентов Школы-Студии (вуз) при МХАТ им. А.П. Чехова, ВГИК и Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Все студенты посетили по три занятия, на которых они осваивали голосовые, дыхательные, артикуляционные, пластические упражнения, составляли индивидуальный план работы по устранению выявленных недостатков.

Полученные результаты в ходе экспериментального исследования позволяют определить необходимое количество занятий и оптимальный режим их проведения со студентами с различной симптоматикой вокально-речевых нарушений. Было выявлено, что пение гласного "и" способствует повышению мышечного тонуса и эластичности голосовых складок, расширению диапазона, появлению дополнительных обертонов, придающих голосу звонкость и полётность (рис. 1, 2).

Вокализация гласного "у" увеличивает продолжительность дыхания, делает выдох плавным, а звук ровным. Исчезает ощущение одышки и неравномерного движения диафрагмы (рис. 3, 4).

Опыт работы со студентами педагогических, театральных и музыкальных учебных заведений показал, что повышение уровня звуковысотной и тембральной чувствительности обучаемых обеспечивает осознанную контролируемую работу голосовой, артикуляционной и дыхательной систем. Освоение студентами компьютерных программ по обработке звука позволяет им своевременно принимать профилактические меры по предотвращению профессиональных заболеваний гортани.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.