Постановка речевого голоса актера в театральной школе

Промптова И.Ю. (Москва)

Как известно, во время перестройки Россией были утрачены многие приоритеты в различных областях науки, техники, здравохранения, образования. Однако, система театрального образования выстояла, оказалась востребованной и в это сложное время, в том числе и система воспитания речевого голоса актера. Мы с уверенностью можем констатировать, что наша, российская, методика воспитания речевого голоса и сегодня является в мире приоритетной. Об этом говорит опыт работы наших педагогов в европейских школах Италии, Франции, Греции, Испании, Германии, Швейцарии и др. стран (В.Н. Галендеев, Ю.А. Васильев, И.Ю. Промптова, Е.И. Кириллова, А.А.Рогожин и др.), а также знакомство со школами Англии, США. В чем же причины сохранения такого приоритета?

Мы видим их в том, что наша, российская, школа всегда осуществляла связь методики с наукой. Физиология, фониатрия, логопедия служат необходимой базой методических установок. Поиск и апробация новых упражнений неизменно соотносятся с научными данными. За рубежом мы встречаемся часто с двумя крайностями: или наукообразием, чрезмерной перегруженностью научной терминологией (по А.П. Чехову: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном»); или – чаще - с дилетантством, преподаванием вне науки, с опорой лишь на собственный (как правило, актерский) опыт, когда тренинг идет по принципу «делай, как я». Связь с научными, объективными данными тогда игнорируется, считается излишней. А порой – и недозволенной. Так, во французской театральной школе при попытке показать фониатру абитуриентов я получила категорический отказ руководства школы: «Это внедрение во внутреннюю жизнь человека». В дальнейшем выяснилось, что из 12 принятых пятеро имели проблемы с голосовым аппаратом, в том числе у двоих – узелки на связках.

У нас связь с фониатром осуществляется сразу. К сожалению, московские вузы конкурируют между собой. По этой причине осмотр у фониатра происходит сразу, но после приема (мастера, руководители курсов опасаются, что абитуриенты с голосовыми заболеваниями, боясь осмотра, предпочтут поступать туда, где такого осмотра нет. А ведь среди них могут быть очень одаренные люди). Однако, уже 1 сентября наши занятия начинаются с фониатрического осмотра. Наша Академия имеет хорошо оборудованный фониатрический кабинет, где работают опытные специалисты, например, до прошлого года – Елена Николаевна Иванова, фониатр Большого театра.

Осмотр неутешителен. Практически, нет вполне здоровых абитуриентов. Помимо хронических заболеваний желудка, щитовидной железы, почек, печени и пр., очень часто встречаются и гаймориты, хронические болезни горла, мутационная дисфония, порой и узелки на связках. Почти все абитуриенты 17 -18 лет – активные курильщики со стажем. После осмотра студенты лечатся в фониатрическом кабинете, в отдельных случаях проходят осмотр дополнительно. Мы благодарны Юрию Стефановичу Василенко, который в течение многих лет неизменно оказывал нам помощь в спорных моментах, давал очень полезные медицинские рекомендации. Зная объективные данные, педагоги могут применять именно ту методику, которая поможет студенту звучать, снимет излишнее напряжение со связок. Мы владеем упражнениями, которые можно делать даже при афонии. Контакт с фониатром помогает педагогу применить важнейший принцип, которого придерживаются и медики: «Не навреди!», так как мы имеем дело со здоровьем человека.

Одним из важнейших принципов постановки речевого голоса является системность тренинга. За рубежом мы встречаемся с неполной, односторонней тренировкой, когда обращается внимание лишь на резонирование, или – чаще – только на дыхание. Во многих зарубежных школах совсем не применяется тренировка внутриглоточной артикуляции (то есть мышц нёбной занавески, задней стенки глотки), не создается внутриглоточный рупор. Однако, известно, что работа речевого аппарата достигается одновременной деятельностью трех систем – генераторной, резонаторной и энергетической. Поэтому российская система воспитания речевого голоса основывается на одновременной тренировке фонационного дыхания, резонирования и свободы фонационных путей. Тренинг идет в виде «слоёного пирога», ни одна из систем не может быть исключена из него, проигнорирована.

В тренинге применяются так называемые, косвенные упражнения: создается определенная физиологическая установка, на шлейфе которой возникает верная фонация (например, упражнение «зевок», «откуси яблоко», «пасть льва» и др.). И упражнения, включающие образное мышление (например, «цветок», «надуй резиновую игрушку», «представь, что рот находится в колене, пятке, лопатке, бедре» и т.д.). Многие из основных упражнений описаны в учебнике РАТИ «Сценическая речь», 3 переиздание вышло в 2002 году в редакционно – издательском отделе Академии.

В тренинг включены важные разделы по устранению психологического и физического напряжения, здесь мы учимся у психологов (В. Леви, Алиева «Ключь к себе» и др.). Физическое напряжение снимаем не только через релаксацию, но и через дополнительное напряжение (упражнение «плечи»). В тренинге важна поэтапность, использование принципа «от простого к сложному». Важно не ускорять тренинг, не торопиться. В течение 1 семестра необходимо найти центральный участок речевого голоса, где студент не устает, звучит свободно. Мы встречаемся очень часто с завышенным звучанием не только у абитуриентов, но даже и у зарубежных актеров. Во 2 семестре учим использовать регистры, применяем упражнения, стимулирующие звучание на высоких и низких (но удобных) участках звуковысотного диапазона. Разработан большой и разнообразный комплекс таких упражнений, возникают и новые (например, упражнение «басня»).

Мы не увлекаемся динамическими упражнениями, но учим технике владения криком, так как это необходимо в отдельных случаях на сцене. Эти упражнения используются в конце 2 семестра, в 3 и 4 семестрах, то есть лишь тогда, когда студенты владеют индивидуальным комплексом упражнений по дыханию, резонированию, освобождению фонационных путей.

Необходимым принципом является и систематичность занятий. Если за рубежом занятия по голосу идут 2 часа в неделю в течение 1 года, причем индивидуальные занятия отсутствуют, то в нашей школе тренинг идет, и в группе (10 – 14 человек), и индивидуально в течение 3-х лет. Только при систематических тренировках может возникнуть новый, верный навык голосообразования, новый динамический стереотип.

Трудно в коротком докладе рассказать о большом, самоотверженном, кропотливом труде наших педагогов. В заключение – наши слова благодарности Вам, нашим ученым, которые нас просвещают. Особенно это важно сейчас, когда происходит смена педагогических поколений. Мы благодарны встречам с Вами (в СТД прошли доклады В.П. Морозова, Ю.С. Василенко, - неоценимая польза для молодых и ведущих педагогов), Вашим книгам («Искусство резонансного пения», «Голос.Фониатрические аспекты»), и уже используем и основные положения книг, и емкие, образные девизы. Например, у В.П. Морозова: «Не трогать гортань! Это – заминированная зона!» или: «Не трогать связки - это капитал! Жить на проценты с капитала - развивать дыхание, резонирование, свободу фонации!»

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.