Особенности психо-эмоциональной сферы у детей с функциональной дисфонией и узелками голосовых складок (предварительные результаты).

Щепина А.И., Солдатский Ю.Л., Онуфриева Е.К., Набойченко Н.В., Щепин Н.В., Стеклов А.М., Гаспарян С.Ф., Стрыгина Ю.В., Тарабрина Н.В. (Москва)

Особенности психо-эмоциональной сферы у детей с функциональной дисфонией и узелками голосовых складок практически не изучены. В то же время дети с подобной патологией, в подавляющем большинстве случаев, отличаются выраженными поведенческими особенностями. С целью изучения состояния психо-эмоциональной сферы у детей с охриплостью функциональной природы произведено обследование 24 детей (15 девочек и 9 мальчиков) в возрасте от 9 до 14 лет; в том числе 14 - с узелками голосовых складок и 10 - с функциональной дисфонией.

Для исследования был разработан пакет методик, который состоял из теста Школьной тревожности Филлипса, модифицированного теста самооценки Дембо-Рубинштейн, теста незаконченных предложений, теста «Рисунок семьи».

При анализе полученных данных следует отметить, что для всех обследованных детей характерна завышенная самооценка: практически по всем шкалам средние значения колеблются от 7 до 9,3 балла. Наиболее низкие значения в целом по выборке получены для шкалы «здоровья», среднее значение составляет 6,5, при этом индивидуальные показатели колеблются от 0 до 10 баллов.

По результатам теста школьной тревожности Филлипса отмечаются повышенные значения по шкалам общей тревожности, переживанию социального стресса, страху ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемости стрессу.

При сопоставлении данных в подгруппах «функциональная дисфония» и «узелки голосовых складок» отмечаются следующие различия. В целом по тесту самооценки более высокие показатели свойственны детям с функциональной дисфонией, различия по среднему значению не очень велики, однако по отдельным шкалам наблюдается значительная разница – «внешность» (7,3 – дисфония; 6,93 – узелки голосовых складок), «счастье» (9 и 7,71 соответственно). Показатели же по ряду других шкал выше для группы детей с узелками голосовых складок, например, по шкале «сила» (8,28 - дисфония; 7,3 – узелки голосовых складок); «веселость» (9 и 8,5 сответственно).

По тесту школьной тревожности Филлипса по всем шкалам, кроме «страх самовыражения» значения выше для детей с функциональной дисфонией.

Самооценка в целом не отличается у девочек и мальчиков, однако, девочки считают себя менее здоровыми, менее счастливыми, однако при этом более общительными. Мальчики в большей степени испытывают фрустрацию в потребности достижения успеха, что, вероятно, объясняется с одной стороны более строгим (с меньшим количеством похвал) воспитанием мальчиков, в том числе тем, что их реже хвалят в школе в силу более плохого поведения, неусидчивости и невысокого прилежания. Значительные отличия наблюдаются по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» - он в значительно большей степени свойственен девочкам.

Таким образом, предварительные результаты изучения особенностей психо-эмоциональной сферы у детей с функциональной дисфонией и узелками голосовых складок показывают, что для детей с подобной патологией характерны нарушения в межличностном общении, снижена возможность социальной адаптации, что вызывает неадекватные поведенческие реакции в качестве компенсаторного механизма.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.