Особенности интеллектуального и речевого развития детей с врожденным гипотиреозом

ГлавнаяСтатьи докторуЭндокринология → Особенности интеллектуального и речевого развития детей с врожденным гипотиреозом

Ефремова Э.И. (Москва)

Среди эндокринных заболеваний детского возраста патология щитовидной железы занимает одно из первых мест, и эта проблема имеет социальное значение. За последние 5 лет число детей с заболеваниями щитовидной железы возросло более, чем в 4 раза, многие области России входят в состав йододефицитных территорий: в центре России - легкая и средняя степень йодной недостаточности, на востоке России – средняя и тяжелая степень йодной недостаточности.

Врожденный гипотиреоз - клинический синдром, обусловленный понижением или полным отсутствием функции щитовидной железы. Распространенность врожденного гипотиреоза, по результатам скрининга, в разных странах варьирует: в Японии 1:7000, в США 1:3600-5000, в Европе 1:4000, в России 1:3000-4000.

Известно, что из-за сниженной функции щитовидной железы дети растут слабыми, часто болеют, отстают в умственном развитии, имеют ряд сопутствующих заболеваний. Это дети не только из неблагополучных и социально неадаптированных семей, но и из семей благополучных.

Целью нашего исследования было выявление частоты нарушений речи и интеллекта у детей с врожденным гипотиреозом.

Нами было обследовано 65 пациентов с вышеуказанной патологией в возрасте от 3 до 18 лет, из них 37 девочек, 28 мальчиков. Больные получали адекватную заместительную терапию тироксином и находились в состоянии клинико-гормональной компенсации.

Исследования проводились в НКЦ оториноларингологии Минздрава РФ и Московском эндокринологическом диспансере. Для оценки речи и интеллекта применялись следующие методы: анализ анамнестических данных, изучение медицинской документации, наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, традиционное логопедическое обследование.

После проведенного исследования были получены следующие результаты: фонетико –фонематическое недоразвитие выявлено у 30,8% детей; общее недоразвитие речи (ОНР)- у 70,7%, в том числе: ОНР I уровня страдали 1,5% пациентов, ОНР II уровня -13,8%, у 3% детей речевое нарушение было осложнено дизартрией, ОНР III уровня - 26,2%, у 6,2% детей речевое нарушение было осложнено дизартрией, у 3,1% - заиканием; ОНР IV уровня - 29,2%, у 3,1% детей речевое нарушение было осложнено заиканием. Из общего числа пациентов в анамнезе имели задержку речевого развития –54,5%больных врожденным гипотиреозом. Кроме того, 49,2% детей на момент обследования были без речевой патологии, но ранее посещали логопеда. 18,5% обследованных занимаются с логопедом в настоящее время.

Наиболее манифестирующими при гипотиреозе являются симптомы, связанные с изменением функционального состояния центральной нервной системы. К этим симптомам относится замедление психической деятельности, заторможенность, задержка развития головного мозга, в некоторых случаях стойкие поражения с дегенеративными изменениями нервных клеток. В анамнезе задержку психического развития имели 48,5 % пациентов. Олигофрения была диагностирована у 9,75% больных врожденным гипотиреозом, из них у 9,1% детей отмечалась олигофрения в степени дебильности, у 0,65%- олигофрения в степени имбицильности. Пограничная интеллектуальная недостаточность на момент исследования отмечалась у 10,4% детей с врожденным гипотиреозом. Из общего числа обследованных пациентов, 1,3% детей ранее состояли на учете у невропатолога.

У детей выявлены характерные особенности в эмоционально-волевой сфере. Они пассивны, молчаливы, замкнуты, как бы погружены в свой мир. Интересы детей не по возрасту инфантильны. Астенический синдром выявлен у 3,9% пациентов, эмоциональная лабильность - у 9,2%, микроцефалия - у 0,65%, гидроцефалия - у 2,6%, и пирамидная недостаточность - у 3,9%.

Дети с врожденным гипотиреозом не всегда могут посещать массовые школы. Выполненная нами работа показала, что общеобразовательную школу посещают 43,1% обследованных, школу для детей с тяжелыми нарушениями речи 1,5%, школу для умственно отсталых детей 18,5%. 36,9% пациентов на момент исследования находились в дошкольном возрасте.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что проблема интеллектуального развития детей с врожденным гипотиреозом имеет большую медицинскую, педагогическую и социальную значимость. Очень перспективным направлением является разработка ранней диагностики отклонений интеллектуального и речевого развития, а также поиск путей реабилитации и профилактики. Нельзя забывать о создании условий для улучшения психического, речевого развития ребенка – специальном педагогическом воздействии.

Данные исследования указывают на необходимость учета интеллектуальных возможностей детей с врожденным гипотиреозом при разработке коррекционных логопедических программ.

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Пластика живота хирург