Коммуникативное восприятие у лиц с ограниченными возможностями по слуху и интегрированное обучение в высшей школе

Асламазова В.И. (Москва)

Ни одна медицинская проблема не будет актуальной до тех пор, пока не становится социально значимой. Проблемы нарушения слуха имеют особое значение, когда встает вопрос, как молодому человеку с ограниченными возможностями по слуху (инвалиду) дать высшее образование. В отличие от других стран, в России нет высших учебных заведений только для инвалидов.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана подготовка высококвалифицированных специалистов из инвалидов по слуху осуществляется с 1934 года. Бауманский институт явился первым в мире высшим учебным заведением общего типа, в котором успешно реализованы и продолжают развиваться программы инженерного образования этой категории инвалидов. Анализ систем высшего образования для инвалидов по слуху за рубежом и в нашей стране позволяет выделить два основных подхода к организации образовательного пространства для инвалидов: «дефектологический», нацеленный на компенсацию дефектов в условиях специальных учебных учреждений и «интеграционный», в котором акцент делается на создание специальных условий обучения и деятельности этих лиц в условиях образовательного учреждения общего типа.
Анализ специальных организационных структур, методологического, технологического, технического, программного, информационного, кадрового и других видов обеспечения, сложившихся традиций, форм, содержания и методов подготовки специалистов и профессионалов из инвалидов позволили разработать для них новую систему непрерывного многоуровневого интегрированного высшего профессионального образования в техническом университете.

Первый этап – одногодичный. Группы формируются преимущественно по одинаковому типу коммуникативного восприятия. Он нацелен на социальную и психологическую адаптацию студентов.

Второй этап – двухлетний. Это смешанная форма обучения. Предусматривает продолжение первого этапа и технологическую адаптацию, получение диплома о неполном высшем образовании. По окончании первой ступени студенты переводятся в общие группы.

Третий этап реализуется в форме полного интегрированного обучения и предполагает получение степеней вначале бакалавра, затем инженера-специалиста или магистра по специальности.

В процессе учебы студенты-инвалиды изучают специальные реабилитационные курсы (введение в культурологию, основы реабилитации инвалидов в контексте медико-технологической и медико-социальной реабилитации, теоретические основы и практика речевой коммуникации и многие другие), а так же проходят обучение на трех престижных факультетах университета («Робототехника и компьтерная автоматизация», «Информатика и системы управления», «Машиностроительные технологии»).

При поступлении абитуриенты на общих основаниях сдают три тест-экзамена. Они проходят отборочную экспертную комиссию, в состав которой входят врачи разных специальностей, психолог. Формирование групп осуществляется по преимущественному типу коммуникативного восприятия. Во время обучения в университете проводится периодическое тестирование динамики развития умственной работоспособности, адаптивных процессов и уровня невротизации, преобладающего типа коммуникативного восприятия. В процессе обучения мы сталкиваемся с некоторыми проблемами: проблемой обучаемости, диагностики и реабилитации слуха, отхода от сурдоперевода, технического оснащения учебного процесса.

На наш взгляд, необходимо в дальнейшем уделять больше внимания решению следующих проблем:

1) Организация на современном научном и техническом уровне медицинской реабилитации плохослышаших и глухих.

2) Необходимы реально работающие медико-социально-реабилитационные отделения для инвалидов на базах обслуживающих образовательные учреждения поликлиник или сурдологических центров.

3) Требуется пересмотреть качество получения информации по отдельным проблемам («медико-социальная реабилитация инвалидов послуху», «специальные валеотехнологии для глухих и плохослышащих», «обучение жизни с инвалидностью» и др.). Подобное обучение может быть организовано в виде семинаров, лекций, главное, чтобы в них принимали участие обе заинтересованные стороны.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.