Исследование различных периодов мутации ларингоскопическим, стробоскопическим и акустическим методами

Оленчик Н.В., Комарова И.А. (Москва)

Данное сообщение посвящено исследованию голоса и голосового аппарата мальчиков в мутационном состоянии, которые обучаются в Академии хорового искусства. Исследуемый контингент состоял из мальчиков 11-16 лет в количестве 18 человек.

Нами учитывались данные оторинолярингологического осмотра, эндостробоскопоческого обследования и акустического анализа речи и пения. По полученным показателям все мальчики были разделены на три группы: 1 группа – 5 мальчиков в возрасте 11-13 лет с диагнозом предмутационное состояние; 2 группа состояла из 4 мальчиков 12-14 лет, состояние голосового аппарата которых можно квалифицировать как активная мутация; 3 группа сформирована из 9 мальчиков 15-16 лет, их параметры соответствовали постмутационному состоянию.

Ларингологическая картина в предмутационном состоянии имела следующие характеристические признаки:

а) линейные параметры истинных голосовых складок (длина, ширина) были незначительно изменены с таковыми за год до наблюдаемого состояния,

б) слизистая оболочка белого цвета с легким розовым флером в различных участках, с едва уловимой отечностью,

в) смыкание более плотное только в средней трети.

Состояние других ЛОР-органов - без особенностей.

Мутационное состояние характеризовалось такими признаками:

а) длина и ширина голосовых складок увеличилась соответственно на 0,1-0,2 см. - 0,05-0,1см.

б) слизистая оболочка голосовых складок от розового до интенсивного розового цвета, с участками гиперемии, с более выраженной отечностью на всем протяжении,

в) при смыкании связок определялся мутационный треугольник различной конфигурации. Цвет слизистой оболочки других лорорганов был ярко розовым.

Постмутациионное состояние имело следующие признаки:

а) длина и ширина голосовых складок уже приближалась к параметрам различных мужских голосов,
б) цвет слизистой оболочки довольно схож с цветом в предмутационном периоде, с менее выраженной отечностью,

в) при смыкании определялась небольшая щель между голосовыми складками по всей длине. Слизистая оболочка остальных ЛОР-органов без особенностей.

Характеристические особенности колебаний голосовых складок в различные периоды мутации, определяемые эндостробоскопическим методом:

Предмутационное состояние имело следующие параметры:

Наличие стробоскопического комфорта в основном в грудном регистре и его эпизодичность - в фальцетном. Небольшая ассинхроннность колебаний голосовых складок отмечалась при переходе с фальцетного звучания на грудной.

Мутационное состояние характеризовалось: непостоянным стробоскопическим комфортом в обоих регистрах, ассинхронностью колебаний чаще в грудном регистре, но почти постоянной при переходе от одного регистра в другой.

Постмутационное состояние проявлялось наличием стробоскопического комфорта, и только эпизодически он отсутствовал в обоих регистрах. Синхронность в обоих регистрах была в основном сохранена.

Акустический метод исследования.

Были сделаны записи речи, пения и чтения текста исполняемого произведения. Эти образцы анализировались с помощью программы Speech Analyzer, использовались осциллограмма (raw waveform), сонограмма (spectrogram A), мгновенный спектр (spectrum), график огибающей частоты основного тона (smoothed plot). Для сравнительного исследования был выбран гласный звук [a] в ударной позиции. Был проведен анализ формантного состава гласных, особое внимание обращалось на наличие/отсутствие высокой певческой форманты и ее частотной локализации, а также на соотношение интенсивности речевых формант (первых трех-четырех, отвечающих за качество гласного) и высокой певческой форманты.

Изучение образцов показало, что возможны два варианта произношения/пения: «как речь» и «как пение». При ориентации на речь образец характеризуется последовательным понижением интенсивности всех выраженных формант, т.е. первая — самая интенсивная и т.д. При ориентации на пение в образце присутствует отчетливо выраженная своей интенсивностью певческая форманта (приблизительно на уровне 2700-4000 Гц). Возможен также и смешанный вариант.

Все образцы, имеющие высокую певческую форманту, можно классифицировать на группы по двум основаниям:

1. По частоте высокой певческой форманты: детская (3500-4000 Гц), взрослая (2500-3000 Гц); 2. По характеру выражения: сформированная/несформированная (точный спектральный максимум, или широкая полоса); стабильность/нестабильность (сохраняется ли во всех образцах на одной и той же частоте или нет).
В результате исследования первой группы мальчиков оказалось, что во всех образцах пения и в большей части образцов речи и текста можно выявить высокую певческую форманту, но она почти в половине случаев не сформирована, т.е. выражена не пиком интенсивности, а полосой в 1000 Гц. Кроме того, только один мальчик на всех трех образцах (речь, текст и пение) сохранил высокую певческую форманту на одной и той же частоте, у всех остальных частота высокой певческой форманты незначительно, но изменялась от образца к образцу. Что касается частоты высокой певческой форманты, то ее среднее значение равно 3550 Гц. Таким образом, все мальчики имеют детскую певческую форманту, судя по ее частоте. Исключение составляет лишь один мальчик, у которого частота высокой певческой форманты равна 2800 Гц, что соответствует мужской высокой певческой форманте.

При исследовании второй группы оказалось, что высокая певческая форманта явно присутствует только во всех образцах пения. Ни в одном из образцов она по интенсивности не превышает максимальную речевую форманту, тогда как в состоянии предмутации в половине случаев высокая певческая форманта по интенсивности превышала все остальные. В речи и тексте она есть у двоих ребят, при этом она была локализована на 4000 Гц и по интенсивности соответствовала ориентации на речь. Средняя частота высокой певческой форманты равна 3860 Гц. Наблюдается отсутствие фокуса и стабильности в частотном отношении у высокой певческой форманты. Получается, что у всех детей этой группы выражена ориентация на речь при сохранении детской высокой певческой форманты, т.е. распределение звуковой энергии происходит таким образом, что желаемая высокая певческая форманта не имеет большой интенсивности, чтобы сравниться с речевыми формантами звукового образца.

По итогам анализа третьей группы можно сказать, что здесь сохраняется ориентация на речевой стиль воспроизведения, даже в образцах пения. Но в этих образцах пения высокая певческая форманта все же присутствует, хотя и не с той интенсивностью, какая ожидается для пения. Радикально меняется локализация высокой певческой форманты, для данной группы среднее значение равно 2950 Гц, и это уже мужская, взрослая высокая певческая форманта. Обнаружена интересная особенность: с повышением звука, его частоты основного тона, повышается и его высокая певческая форманта. Так, для ми малой октавы частота высокой певческой форманты равна 2900 Гц, а в первой октаве уже 3200 Гц. В первом случае это взрослая высокая певческая форманта, во втором - детская.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.