История традиционной медицины (краткий экскурс).

ГлавнаяСтатьи докторуИстория медицины → История традиционной медицины (краткий экскурс).

Строна П. А.

Вступление.

Сам термин традиционная медицина воспринимается сегодня неоднозначно. Одни под ним подразумевают истинно традиционные методы лечения, имеющие богатую историю, такие как акупунктура (рефлексотерапия), фитотерапия (траволечение), гомеопатия, другие же официальную (ортодоксальную) медицину, и соответственно относя методы традиционной медицины, как раз, к нетрадиционной. В этом случае, зачастую к тем же нетрадиционным методам лечения относятся и различные околомедицинские (как правило, оккультные практики) в действительности к медицине отношения не имеющие. Последние хотя и приносят подчас первоначальный лечебный эффект, но он чреват, как правило, многими тяжёлыми последствиями, как со стороны здоровья (физического и психического) так и (что особенно страшно) духовными проблемами.

Для избежания путаницы в дальнейшем, хочу отметить, что официально под термином традиционная медицина понимается именно первый вариант трактовки, в частности, при получении лицензии на медицинскую деятельность, используются как раз он, например: «традиционная медицинская деятельность (гомеопатия)». Учитывая вышесказанное, давайте условимся придерживаться официальной трактовки, добавив, однако, что традиционные медицинские методы часто ещё называют альтернативными, учитывая их альтернативное положение в современном мире, методам медицины академической. Сделав такое вступление, перейдём теперь к последовательному изложению методов традиционной медицины, начиная с более исторически ранних, и переходя по ходу изложения, к более поздним.

Акупунктура.

Акупунктура - иглоукалывание (иглотерапия, иглорефлексотерапия, акупунктура - от лат. acus - игла, punctio - колоть) и прижигание -  один из наиболее древних методов традиционной медицины, где и когда он возник пока точно не установлено. По-видимому, истоки его возникновения можно отнести к наиболее древним методам врачевания. Стремясь избавить себя от боли или уменьшить ее, человек инстинктивно растирал ушибленные или другие болезненные места. При этом выявлялись болезненные точки (пункты), на которые человек воздействовал. Вероятно, это был самый первый период акупунктуры, когда воздействие производилось только на болезненные точки. Добыча огня первобытным человеком, возможно, послужила толчком для развития метода прижигания. Подобные методы лечения, кстати, при ранах, кровотечениях, язвах некоторые народы применяют и в настоящее время. Однако сильное прижигание, так же как и массаж болезненных точек, сопровождалось болью, и, зная о том, что боль в момент прижигания способствует в дальнейшем уменьшению боли от раны или ушиба, люди, по-видимому, нашли другой, почти аналогичный способ уменьшения страданий. Они наносили болевое раздражение любым предметом, который попадался им под руку (камень, палка и т.д.), лишь бы уменьшить свои страдания. Об этом свидетельствуют и историко-археологические находки каменных (из кремния, яшмы, кварца), костяных и бамбуковых игл различной формы и величины. Длительное применение прижигания (в древности использовались комочки тлеющей полыни) и иглоукалывания позволило выявить определенные закономерности при воздействии на ту или иную точку. Воздействие на одни точки было эффективным при одном заболевании, на другие - при другом. Точки получали свои названия и топографическое описание. Когда накопился значительный фактический материал, было установлено, что воздействие на разные точки может одинаково влиять на один и тот же орган. При этом "точки одинаковой направленности" начали группировать по определенным линиям, получившим в дальнейшем название каналов. Это был период систематизации точек.

Родиной метода иглотерапии принято считать Китай, однако он не был "исключительной собственностью" китайцев. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что в древние времена иглотерапия существовала и у других народов. Так, в одном из музеев Лондона хранится египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, датированный 1550 г. до н.э. Возможно, иглотерапия и прижигание появились раньше на Тибете, в Непале или Индии, где наука была более развитой. Следует все же отметить, что наиболее широкое распространение иглотерапия и прижигание получили в странах Востока, в первую очередь в Китае, и поэтому данный метод лечения получил название китайского метода лечения или чжень-цзю терапии. Врачеватели Китая путем проб и ошибок из поколения в поколение передавали накопленный опыт, преумножая и развивая его. Одним из первых письменных документов, посвященных иглоукалыванию и дошедших до нас, была книга "Хуанди нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем, или о природе жизни"), написанная в Китае примерно в 221 г. до н.э. В ней отражены вопросы иглотерапии и прижигания, описаны девять форм металлических игл, топография 295 точек (135 парных и 25 непарных), изложены основные показания и противопоказания, а также правила проведения иглотерапии, основанные на более чем 2000-летнем опыте применения иглотерапии и прижигания. Следует отметить, что развитие чжень-цзю терапии происходило не изолированно от общего развития китайской медицины. Высокого развития в этот период достигла хирургия благодаря применению обезболивающих средств (препараты опия, алкоголь, корень аконита). Начала внедряться пульсовая диагностика Бянь-Цяо (500 лет до н.э.), была составлена первая китайская фармакопея (I в. до н.э.). Своим развитием китайская хирургия обязана Хуа То (220-230 гг. н.э.), уделявшему внимание не только хирургии, но и внедрившему также систему гимнастических упражнений на основе естественных движений пяти животных ("игра пяти зверей"). Он же описал и дал конкретные практические рекомендации по иглотерапии (например, для получения эффекта необходимо проводить уколы в небольшое число точек (1-2), а извлекать иглу следует только после появления у больного предусмотренных ощущений). Несколько позже Хуан Фуми (215-282 гг. н.э.) написал книгу "Цзя-и-Цзин", посвященную только чжень-цзю терапии, где описал 649 точек (300 парных и 49 непарных) на человеческом теле и впервые применил термин "чжень-цзю" (от кит. чжень - иглоукалывание, дословно укол золотой иглой; цзю - прижигание). В этот период иглоукалывание и прижигание достигают небывалой популярности среди населения Китая. Делаются первые попытки схематически изобразить точку для чжень-цзю терапии. В 265 г. книга "Цзя-и-Цзин", а несколько позже (562 г.н.э.) и китайский атлас линий и точек попали в Японию, где наряду с иглоукалыванием широкое распространение получило прижигание травой - мокса. Из Китая и Японии метод иглоукалывания быстро распространился в другие страны Востока (Корею, Монголию, Индию). Значительным шагом в дальнейшем развитии иглоукалывания и прижигания явилось создание в Китае первых медицинских школ и высшей медицинской школы (1076 г.), готовивших специалистов по чжень-цзю терапии. (До этого подготовка специалистов была строго семейной.) Создание школ стало возможным после изготовления Ван Вейи (1027 г.) двух бронзовых манекенов с отверстиями для введения игл. Исходя из учения древних о двенадцати "жизненных сосудах", "каналах", "линиях", соединяющих периферию тела с внутренними органами, он расположил известные тогда 657 точек (303 парные и 51 непарную) на этих линиях. Для удобства использования манекена и изучения топографии жизненных линий и точек он же составил атлас "Правила к иголкам, мокса и точкам бронзового человека". С этого времени чжень-цзю терапия в Китае стала самостоятельной медицинской специальностью. Лечение иглоукалыванием и прижиганием продолжало развиваться. В 1903 г. Ху Тэпин к двенадцати линиям Ван Вейи добавил еще две линии и около 40 точек. Всего уже в это время на 14 линиях насчитывалось около 700 точек. С тех пор топография линий и точек практически не изменяется, добавляются лишь новые точки.

В Европу первые сведения о лечебном иглоукалывании и прижигании начали проникать в XIII в. через миссионеров, купцов и путешественников. Однако первая специальная книга была опубликована намного позже - в 1671 г. миссионером Harvieu. До конца XYII в. было опубликовано ещё шесть работ по проблемам иглотерапии. В XYIII в. число публикаций увеличилось (известно 18 работ). Интерес европейцев к китайскому методу лечения значительно возрос в XIX в. благодаря французским авторам, опубликовавшим 142 работы на эту тему. Приблизительно с этого же времени для воздействия на точки акупунктуры стал применяться электрический ток, о чём подробнее читайте в статье «Развитие электропунктуры, (историческая справка)».

Фитотерапия.

Фитотерапия или траволечение тоже достаточно древний метод традиционной медицины. В статьях, посвященных отдельным лекарственным растениям, часто всплывают имена знаменитых древних авторов: Плиний, Диоскорид, Маттиолус, Гален, Фукс и другие. Иногда приводятся цитаты из их произведений, поэтому необходимо сообщить о них несколько подробнее.

Начнем с двух мужей, которые жили во времена Нерона, то есть в середине первого столетия нашей эры, - Педания Диоскорида и Кая Плиния Старшего. Оба они независимо друг от друга собрали известную в то время научную литературу, отобрали наиболее достоверные с их точки зрения сведения и сообщили о них в собственных сочинениях. «Materia medica» (О лекарственных средствах) - вот название пятитомного труда древнеримского врача Диоскорида, в котором он впервые привел подробные описания всех применявшихся тогда лекарственных средств растительного и животного происхождения. В этом сочинении упомянуто около 800 лекарственных растений и приведены на удивление точные высказывания об их действии - богатый источник для средневековых авторов подобных книг-травников. Диоскорид был греком по национальности, родом из малоазиатского города Аназарбоса. Он много путешествовал и всюду занимался изучением растений. Можно не сомневаться, что все описанные им лекарственные растения он действительно хорошо знал.

Римлянин Плиний был полководцем, государственным деятелем, морским командиром и в то же время очень интересовался естественными науками. В своем труде «Естественная история», состоящем из 37 книг, он собрал более 2000 работ около сотни авторов. Описания растений и рекомендации об их лекарственном применении у Диоскорида и Плиния в значительной мере совпадают. Думали даже, что они, по всей вероятности, списывали друг у друга. В действительности, видимо, оба «собира­теля» просто использовали одни и те же источники, а именно сочинения Диоклея (IV в. до н. э.), которого называют «вторым Гиппократом», и труды Кратеуса (I в. до н. э.).

Большого внимания заслуживают также основополагающие сочинения древнеримского врача Галена, жившего во втором столетии нашей эры. Он очистил сочинения своих предшественников от самых вопиющих ошибок и преувеличений, собрал новые сведения и сам много экспериментировал. Между прочим, Гален рекомендовал смешивать разные ве­щества, чтобы усилить их действие. Его учение о способах использования лекарственных средств оказало большое влияние на развитие естествознания и господствовало в медицине на протяжении более тысячи лет. Аптекари почтили память этого великого исследователя в названии «галеновые препараты», которое в фармации применяют для некоторых способов изготовления лекарственных средств.

Гален родился в малоазиатском городе Пергамоне, но долгое время работал в Риме, где получил известность благодаря исцелению философа Эудемоса. Гален не принадлежал к какой-либо школе, он описывал то, что знал и считал правильным сам, но, конечно, испытывал влияние Аристотеля и его учеников - Теофраста и Гиппократа. Аристотелевское понимание природы, и прежде всего его увлечение опытами на растениях и животных, вдохновляло Галена на собственные эксперименты. Как врач он придерживался учения знаменитого медика античности Гиппократа, правда, только в тех случаях, когда у него не было собственных данных или мнения. Гален был чрезвычайно высокого мнения о себе и своей деятельности. Он призывал учеников и последователей принять его теории. Незадолго до своей смерти в 199 году он писал: «Кто хочет стать известным, как я, своими делами, а не искусными речами, тот должен просто перенять все, что мне удалось установить в усердных трудах всей моей жизни».

Кто же такой Гиппократ? Когда называют это имя, мы думаем об идеальном враче, основоположнике истинной медицины, чей пример снова и снова будет вдохновлять настоящих врачей. Но на самом деле мы не знаем, кем же в действительности был Гиппократ! Установлено только, что он жил в V веке до нашей эры, был родом с острова Кос и принадлежал к врачевателям, которые считали себя преемниками Асклепия, греческого бога-целителя. Это передал нам Платон, единственный из современников, кто писал о Гиппократе. А великое мно­жество трудов Гиппократа! Разве они ничего не говорят нам об этом человеке? Разве они не отражают его мысли и поступки? К сожалению, нет, так как то, что мы принимаем за труды Гиппократа, на самом деле собрание самых разных работ, и никто не может доказать, что писал их именно Гиппократ. Мы даже не знаем наверняка, создал ли он вообще что-либо. Возможно, дело обстояло так: при жизни Гиппократ был хорошим врачом и получил широкую известность. Позднее любому медику хотелось иметь труды знаменитого ученого. Так собрали все, что удалось, относящееся к V веку до нашей эры, и верили, что в этих источниках отражено учение Гиппократа. В III веке до нашей эры появилось первое собрание медицинских сочинений, приписываемых Гиппократу. Со временем число «трудов Гиппократа» росло за счет всех анонимных работ, относящихся к классическим временам.Гиппократ стал «отцом медицины» и светилом много лет спустя после своей смерти. Подробности же его жизни так и остались неизвестными.

Однако вернемся к нашей теме. Многие из ранних работ и содержащихся в них сведений были бы утеряны, если бы монастыри не копировали медицинские рукописи для своих библиотек - в этом их огромная заслуга. Особого упоминания в этой связи заслуживает монах-бенедиктинец Монте Кассино. Затем в раннем средневековье исследование лекарственных растений было продолжено медицинской школой в Салерно. «Альфита» (перечень лекарственных веществ растительного происхождения, скорее всего относящийся к XIII веку) документально отражает уровень фитотерапии раннего средневековья. В труде испано-мавританского ботаника Ибн Байтхара обработаны все известные к тому времени источникии описано 1400 снадобий. «Князем врачей» называли Ибн Сину, автора большого учебника по медицине «Канон врачебной науки». Этот великий ученый больше известен под именем Авиценна. Он описал индийские и арабские лекарственные средства, и его труд до конца XV века оставался лучшим сводом медицинских знаний. В Европе севернее Альп огромна заслуга бенедиктинцев, которые уже в раннем средневековье пропагандировали лекарственные растения. Они выращивали целебные травы и ввели в культуру многие ранее неизвестные у нас растения, экспериментируя с ними. Карл Великий (742-814) и Людвиг Фромм (778-840) поощряли эти усилия монахов и поддержали их, введя в свод законов для землевладельцев распоряжение о необходимости возделывания целебных трав. Фундаментальными источниками для более поздних авторов травников были также «Физика» аббатисы Хильдегард фон Бинген ( XII в.) и «Естественная история» Альберта Великого ( XIII в.). Ученик Альберта Великого Томас де Кантипрато написал «Книгу природы», получившую широкое распространение в XV веке. Да и малоизвестные рукописные «лечебники» средних веков содержали довольно много для того времени сведений о лекарственных растениях и их применении.

Открытие Америки Христофором Колумбом и морского пути в Индию вокруг мыса Доброй Надежды Васко да Гамой, а также путешествия испанских и португальских мореходов к берегам Африки и Южной Америки пополнили сокровищницу лекарственных трав новыми видами. Это произошло на рубеже XV и XVI столетий. Три человека занимались этими новыми растениями. Валериус Кордус, Николаус Монардес и Каролус Клузиус позднее заслужили почетное звание «отцов фармации» за свои работы в области описания и систематизации в первую очередь именно новых лекарственных растений. Их труды быстро стали известными, так как тогда уже были изобретены способы книгопечатания и гравюры по дереву.

Дальнейшее развитие фитотерапии притормозилось Парацельсом (1493-1541), который внедрил в медицину химические препараты. Правда, и он по своему «обогатил» фитотерапию созданием учения о рецептуре (сигнатуре), согласно которому каждая трава по окраске или внешнему виду уже имеет указание о своем целебном назначении. Так, желтый цвет млечного сока чистотела якобы свидетельствует о его эффективности при лечении заболеваний желчного пузыря, а голубые или красноватые цветки медуницы вместе с беловато-пятнистыми листьями - при заболеваниях легких; уже сама форма ли­стьев печеночницы указывает на ее способность лечить болезни печени. И хотя в некоторых случаях рекомендации Парацельса соответствуют действительности, большинство из них - полная бессмыслица. Однако, несмотря на многие заблуждения, Парацельс был одним из ведущих врачей своего времени.

Изобретение книгопечатания положило начало широкому распространению травников, которые те­перь стали иметь куда большее значение. В 1542 году на латинском языке, а год спустя - на немецком вышел в свет объемистый труд профессора медицины Леонарта Фукса. Теолог Иероним Бок опубликовал свой травник на немецком языке в 1539 году. В 1554 году Петрус Андреас Маттиолус, придворный врач императора Фердинанда I, выпустил тиражом 32 000 экземпляров свою книгу, которая принесла ему, кроме того, и финансовый успех. Стали известны и такие имена, как Отго Брунфельс и Адам Лоницер (1528-1586). Стоит упомянуть, также, травник Якоба Теодора Табернемонта (1520-1590).

Позднее Себастьян Кнайпп (1821-1897), убеждённый эмпирик, то есть человек, строящий свое понимание исходя из опыта, дал новый импульс фитотерапии. Он лечил не только настоями трав, но и их соками. Таким образом, Кнайппу мы обязаны новыми знаниями. И хотя многое мы сейчас оцениваем иначе, но всё же теперь точно знаем, что лечение лекарственными растениям действительно эффективно, и отводим им то место которое они заслуживают.

Гомеопатия.

Зарождение гомеопатии – наиболее существенная веха в развитии традиционной медицины, так как, гомеопатический метод лечения это не просто новый метод – это принципиально новая философия в медицине, недаром именно гомеопатом Герингом был сформулирован знаменитый закон, носящий его имя и являющийся, по сути, основополагающим принципом, как прогрессирования, так и регресса хронической патологии. Ганемановский этап становления гомеопатии отражён в статье «Знакомая - незнакомая гомеопатия» поэтому перейдём к описанию её развития.

Ганеман умер в 1843 г. в возрасте 88 лет. Он опубликовал свой труд, который переиздают и постоянно используют во всем мире. Работой Ганемана не только восхищались, но её дополняли и расширяли гомеопаты более позднего времени. Константин Геринг (1800-1880) был одним из таких «новообращенных». Он изучал традиционную медицину в Лейпциге и сначала разделял скептицизм медицинского факультета по поводу гомеопатии. Когда его попросили написать статью, чтобы опровергнуть работу Ганемана, он с радостью согласился сделать это, но чем больше Геринг изучал гомеопатию, больше проникался ее идеями, особенно после того, как лично столкнулся с ее эффективностью. У него было сильное воспаление руки, а общепринятое лечение не помогало, в результате возникла угроза ампутации. В безрассудном порыве он попробовал гомеопатическое средство и вылечил инфекцию. Он не смог продолжать писать свою критическую статью после такого результата и перешёл в другой университет, где получил возможность больше узнать о гомеопатии без той враждебности, которая, как он знал, встретила бы его решение в Лейпциге. Геринг много путешествовал и проводил тестирования многих препаратов в течение всей оставшейся жизни, используя материа­лы, с которыми он сталкивался в своих путешествиях. Он записывал свои результаты - в этом ему помогала его жена - и многое добавил к основным гомеопатическим знаниям. Затем, Геринг переехал в Америку, где и основал известный колледж и больницу, в которой лечились многие тысячи пациентов.

Геринг остается знаменитым благодаря тому, что наблюдал и описал природный прогресс исцеления, который известен под названием «Врачебные законы Геринга». Они декларируют, что симптомы исчезают в обратном порядке их появления, а также в специфической последовательности. Симптомы, поражающие верхние части тела, исчезают раньше, чем те, что поражают нижние. Например, симптомы болезни головного мозга исчезают раньше проблем с коленом и так далее. Симптомы исчезают изнутри прежде, чем снаружи, то есть проблемы с желудком, находящимся глубоко внутри организма, исчезнут быстрее, чем проблемы с икрой ноги. Симптомы из более жизненно важных органов исчезают ранее симптомов менее жизненно важных органов, то есть из сердца раньше, чем из желудка. Таким образом, в процессе гомеопатического лечения старые симптомы могут вернуться, когда они бу­дут выходить из организма, что может показаться рецидивом, если пациента не предупредить о возможности такого эффекта. См. «Закон Геринга, теория гомотоксикоза и принцип дымовой трубы – три угла зрения на холистическую медицину».

Геринг также существенно развил работу Ганемана о миазмах, но это было не бесспорно. Некоторые говорят, что при испытании веществ, основанных на продуктах болезни, таких как мокрота и слюна, он отошел от принципа лечения подобного подобным. За использование препа­ратов такого типа Геринга обвиняли в лечении подобного таким же, в чем есть небольшая разница (в отличие от гомеопатического подхода такой подход называется изопатическим). Лечение экстрактами из продуктов болезни больше соответствует принципам иммунизации, а не гомеопатии. Это тонкое различие. Методология Ганемана включала стимуляцию собственной целительной жизненной силы организма при помощи совпадающих симптомов. Самуэль Ганеман подтвердил это, добавляя более сильные симптомы к тем, от которых уже страдал человек, и тогда вся болезнь исчезала.

Джеймс Кент, тоже выдающийся последователь Ганемана, родившийся в Соединенных Штатах Америки, превратился в «новообращенного», когда стал свидетелем гомеопатического излечения своей жены. Он исследовал и экспериментировал, испытывая препараты и их силу, многое добавив, таким образом, к современным знаниям. Работы Кента остаются и на сегодняшний день спорными, но чрезвычайно авторитетными. За свою карьеру он опубликовал много хороших учебников по гомеопатии. К ним относятся такие труды, как: «Гомеопатическая Materia Medica» с более просто распознаваемыми описаниями препаратов, чрезвычайно полезный «Перечень симптомов для гомеопатической Materia Medica» и «Философия гомеопатии». Эти книги по-прежнему остаются основными справочниками и учебными пособиями, используемыми современными гомеопатами каждый день.

Фредерик Херви Фостер Квин (1799-1879) много сделал для распространения гомеопатии в Британии в 1830-х гг. Он учился у Ганемана. Так же, как Геринг и Кент, он лично испытал эффективность гомеопатии. Ганеман вылечил его от холеры, выписав камфору для его индивидуальной картины симптомов. Квин лечил богатых и известных людей лондонского общества, поэтому приобрел большое влияние. Его связи оказались весьма кстати, когда палата лордов попыталась запретить гомеопатию. В 1849 г. Квин основал в Лондоне гомеопатический госпиталь, который впоследствии получил королевский патронаж и стал называться Лондонским королевским гомеопатическим госпиталем.

Метод лечения Святителя Серафима.

Метод лечения, разработанный Священномучеником Серафимом (Чичаговым) нельзя однозначно отнести ни к гомеопатии, ни к фитотерапии, в том виде, в котором они были основаны и понимаются, он стоит несколько особняком и между этими методиками.

Священномученик Серафим в свое время был военным, но из-за желания помочь людям стал глубоко изучать медицину, прежде всего народную. Сам помогал больным и составил лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе применения лекарств растительного происхождения, по собственной технологии, имеющей некоторое (но относительное) сходство с технологией приготовления гомеопатических препаратов. В его книге «Медицинские беседы», изданной в 1891 году, много говорится о гомеопатии, теоретические и практические аспекты применения которой автор использовал для разработки своего метода. Книга эта переиздана в 2-х томах издательством «Аванти» в 1999 году.

Метод лечения Святителя Серафима представляет большой интерес, и к нему мы обязательно ещё вернёмся, и рассмотрим его более подробно в последующих статьях.

Метод лечения цветочными настоями доктора Бака.

Это достаточно оригинальный и интересный способ психоэмоциональной коррекции, основанный на применении настоев (приготовленных по особой технологии и не являющихся, строго говоря, настоями) различных цветов, рассмотренный в статье «Доктор Бак и английские цветочные средства». А более подробно метод описан в разделе «Психоэмоциональная коррекция цветочными настоями доктора Бака» учебно-методического пособия, описывающего препараты из электронного медикаментозного селектора «DETA - PHARMA». Данное пособие содержит, кроме того, описание препаратов - Reckeweg, Penterkan, MERIDIANKOMPLEXE, Cosmochema, Nestman, Pascoe, PROMO - PHARMA, Fiale test, Wala, Wala Compositions, Staufen Pharma

Заключение.

Заканчивая краткий экскурс развития методов традиционной (альтернативной) медицины хочется отметить, что все они, как правило, отличаются от методов академической медицины (раздробившейся на отдельные узкие специализации, и тем самым, разорвав для себя целостное восприятие пациента) своим холистическим, то есть целостным подходом. Суть этого подхода отражена в статье «Закон Геринга, теория гомотоксикоза и принцип дымовой трубы – три угла зрения на холистическую медицину».

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Пластика живота хирург