Организационно-экономический механизм управления медицинской помощью и лекарственным обеспечением

Калиниченко Владимир Иванович, (kvi@krd.ru), Краснодарский медицинский информационно-вычислительный центр (КМИВЦ), г. Краснодар

Аннотация

Рассмотрен организационно-экономический механизм управления медицинской помощью и лекарственным обеспечением с использованием интегрированных систем, использующих базу данных экономических моделей медицинских услуг. Единая нормативно-справочная информация, интеграция современных двухуровневых прикладных инструментальных средств, обеспечивающих информационную поддержку, позволяют провести планирование медицинской помощи и лекарственного обеспечения на принципах, отличных от известных методов, и перейти к системе управляемой медицинской помощи.

Гарантии в области здравоохранения являются очень важным элементом социальной политики России, однако управление медицинской помощью в настоящее время все также производится по фактически сложившимся ее объемам без приведения в соответствие ресурсов и обязательств системы здравоохранения и без предварительного планирования и согласования объемов, структуры и условий предоставления медицинской помощи.

Управление здравоохранением от уровня учреждения здравоохранения до органа управления здравоохранением муниципального образования (территории) на единых подходах с использованием экономико-математических методов имеет принципиальное значение для создания интегрированных систем планирования населению медицинской помощи надлежащего качества и рационального использования имеющихся ресурсов.

Планирование медицинской помощи и лекарственного обеспечения должны производится «снизу вверх»: от планирования медицинской помощи в учреждении здравоохранения к планированию на уровне органа управления здравоохранением муниципального образования (территории) на основе медицинских стандартов, содержащих необходимый объем диагностических исследований, лечебных процедур, лекарственных средств и требований к результатам лечения и спроса населения на конкретные медицинские услуги.

Расчет стоимости медицинских услуг должен позволить рассчитать себестоимость непосредственно медицинской технологии, а не койко-дня или посещения, включать все (отдельные) или исключать определенные статьи экономической классификации, подключать алгоритмы адаптации и финансового моделирования в целях оптимизации структуры и объема медицинской помощи под конкретные финансовые ресурсы.

Для расчета стоимости медицинских услуг необходима универсальная методика, базирующаяся на нормативно-затратном принципе, при котором ценообразующие расходы исчисляются на основании установленных норм и нормативов, и позволяющая рассчитать полную себестоимость медицинских услуг.

На основании анализа спроса должны формироваться предложения по реструктуризации сети муниципального (территориального) здравоохранения и, в конечном итоге, предложения по обоснованному муниципальному (территориальному) заказу на медицинскую помощь и лекарственные средства.

Система должна обеспечить автоматизацию процесса получения достоверных и обоснованных комплексных оценок качества работы медицинского учреждения и отдельного врача, анализа результатов экспертиз, определения стоимости оказания медицинской помощи для принятия управленческих решений по повышению ее качества в конкретных медицинских учреждениях.

Управление лекарственным обеспечением должно опираться на формулярную систему и «лекарственные стандарты», входящие в экономические модели медицинских услуг.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов необходимо оптимизировать набор бесплатных для больного медицинских, гарантированных государством всем своим гражданам минимального социального стандарта, ниже которого не может быть уменьшен объем и условия оказания медицинской помощи.

Особую актуальность и значимость приобретают вопросы рационального обеспечения лечебно-диагностического процесса лекарственными средствами, расходными материалами и изделиями медицинского назначения в условиях ограниченных финансовых ресурсов здравоохранения, в том числе средств бюджета и системы ОМС, направляемых на лекарственное обеспечение,.

В этой связи предлагается организационно-экономический механизм, основанный на моделях медицинских услуг, позволяющий реально определить объемы медицинской помощи и лекарственного обеспечения, ориентированный на рыночные отношения и плавный переход к построению интегрированной системы управляемой медицинской помощи.

Интегрированная система управляемой медицинской помощи строится на основе банка моделей медицинских услуг, являющегося фундаментом системы. Мощная информационная поддержка, современное инструментальное средство разработки и поддержания в актуальном состоянии единых для территории формализованных моделей простых и комплексных медицинских услуг, нормативно-справочная информация в интеграции с другими прикладными системами позволяют сформировать Программу государственных гарантий медицинского учреждения, муниципального образования, субъекта на принципах отличных от известных методов планирования (на койку и посещение).

Реализация банка медицинских услуг совместно с информационно-поисковой системой по лекарственным средствам позволяет решить следующие задачи: создать целостную взаимосвязанную, динамично развивающуюся и постоянно актуализируемую систему оказания лекарственной помощи; создать единый автоматизированный формулярный справочник лекарственных средств с данными о форме выпуска, синонимах, аналогах, лечебном эффекте, показаниях к применению; уменьшить необоснованную полипрагмазию; использовать полученный справочник в моделях (стандартах) оказания медицинской помощи для расчета затрат на лекарственное обеспечение медицинской технологии и комплексной оценки качества оказания медицинской помощи; обеспечить автоматизированную выписку и систему учета выданных рецептов; создать систему учета, поступления и использования лекарственных средств в учреждениях здравоохранения за счет применения рациональной фармакотерапии.

Формирование плана-заказа на лекарственные средства на основе использования формализованных медицинских технологий «Банка медицинских услуг» обеспечивается:
• возможностью нормирования расхода реактивов и расходных материалов, используемых для диагностических исследований в соответствии с моделями простых медицинских услуг;
• возможностью установления натуральных норм медикаментозного обеспечения «лекарственного стандарта» моделей по нозологиям, и как факт, предсказуемостью затрат на лекарственные средства и определением общей потребности в них при стационарном лечении; для стационарозамещающих технологий; для амбулаторно-поликлинической помощи; в части лекарственных средств, предоставляемых амбулаторным больным на бесплатной и льготной основе.

Процесс разработки формулярных списков в сочетании с моделями позволяет решить проблему рационального использования лекарственных средств на основе затратно-эффективного способа их отбора с учетом заболеваемости, ресурсного обеспечения, применения рациональной фармакотерапии; производить расчет цен медицинских услуг с учетом базовых, территориальных или сложившихся цен на лекарственные средства по учреждению здравоохранения, муниципальному образованию и территории в целом; прогнозировать потребность в них и сформировать обоснованный проект закупок.

Внедрение автоматизированной интегрированной системы оценки стоимости лекарственных стандартов в практическое здравоохранение позволяет повысить уровень знаний медицинского персонала в вопросах лекарственного обеспечения, ускорить процесс выбора врачом лекарственных средств и создать условия для рационального их использования.

Интегрированная система служит основой для организации взаимоотношений между органом управления здравоохранением территории, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, лечебно-пpофилактическими учреждениями, позволяет комплексно решить проблему формализации медицинских технологий и расчета себестоимости (цены) медицинских услуг с переходом к оплате за законченный случай лечения в соответствии с медицинским стандартом (моделью) и автоматизированной оценке качества оказания медицинской помощи, обеспечивает переход к управляемой медицинской помощи. 

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Рейтинг пластических хирургов 2016

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.