К разработке программы информатизация системы охраны здоровья граждан Сибирского Федерального округа.

Аннотация. В статье представлено обоснование необходимости разработки, концептуальная основа, цель, приоритетные направления, целевые показатели и конечные результаты Программы "Информатизация системы охраны здоровья граждан Сибирского федерального округа (СФО)".

WORKING OUT THE PROGRAM «INFORMATIZATION OF THE SYSTEM OF SIBERIAN FEDERAL REGION CITIZENS HEALTH PROTECTION»

Chechenin Gennadiy (E-mail: arh@ivсgzo.nkz.ru)
Zhilina Nataliya
Medical Informational-Analytical Center
State Institute of Doctors Improvement
Novokuznetsk

Abstract. The article describes the necessity of working out, conceptual base, aim, essential principles, priority directions, special indices and terminal results of the Program «Informatization of the system of Siberian Federal region citizens health protection».

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научно медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Перечисленный комплекс мер реализуется через функционирование организаций и учреждений многих служб и ведомств, объединенных целью в систему охраны здоровья, где ведущей (центральной) подсистемой является здравоохранение. В свою очередь здравоохранение является многофункциональной, разноведомственной и разномасштабной системой, состоящей из государственной, муниципальной и частной систем.

Сформулированная и поставленная генеральная цель перед системой охраны здоровья достигается путем выполнения следующих функций: профилактики заболеваний и укрепления здоровья, оказания медицинской помощи и информационного обеспечения всех субъектов и участников, задействованных в охране здоровья. К сожалению, до настоящего времени функция профилактики, практически, не выполняется, а информационное обеспечение всех субъектов, участников и ответственных лиц проводится лишь по отдельным направлениям и по итогам года с большим опозданием.

Весьма важной задачей является выявление причин, влияющих на уровень здоровья населения, определение потребности населения в основных видах медицинской помощи с учетом специфических особенностей региона, рациональное использование имеющихся ресурсов и т.п. Разработанные информационные системы в большей степени касаются только системы здравоохранения в чисто ведомственном понимании, не затрагивая другие службы. Одновременно с этим, не во всех регионах СФО сформированы единые информационные ресурсы по системе охраны здоровья граждан для всех субъектов и участников данного процесса на едином методическом и технологическом подходах.

Таким образом, необходимость реализации Программы обусловлена следующими факторами:
? Значительным ростом объема информации, используемой в управлении;
? Сложностью задач, повышением значимости человеческого фактора;
? Стремительным развитием информационных технологий;
? Изменением требований к сбору, обработке и использованию информации;
? Необходимостью комплексного учета факторов, влияющих на здоровье населения. мини игры для девочек

Концептуальной основой разработки Программы является комплексный системный подход к охране здоровья, как ведущему звену системы жизнеобеспечения, интеграция организационно-управленческого и технологического аспекта, применение современных инструментальных и коммуникационных средств для повышения эффективности управления.

Основная цель Программы: повышение эффективности принимаемых решений субъектами, участвующими в процессе охраны здоровья населения, путем совершенствования информационного обеспечения на всех этапах управленческого цикла для улучшения показателей общественного здоровья.

К приоритетным направлениям реализации Программы предлагается отнести:
1. Автоматизированную межведомственную систему «Социально-гигиенический мониторинг».
2. Автоматизированную информационную систему «Паспорт лечебно-профилактического учреждения».
3. Автоматизированную информационную систему «Новые медицинские технологии» (АИС НМТ).
4. Автоматизированную информационную систему «Формирование государственного и муниципального заказа производственных показателей деятельности ЛПУ» (АИС «МЗ»).
5. Экспертную систему «Качество медицинской помощи» (ЭС «Качество»).
6. АС «Лекарственное обеспечение».
7. Системы телемедицины и дистанционного обучения.
8. Систему электронных закупок.

Нормативно-справочный фонд - единый для всех систем и содержит базы знаний и рекомендаций по управляющим воздействиям, медико-экономические стандарты и нормативно-справочные данные, классификаторы международного, федерального, территориального и муниципального уровней.

Выбор технических средств и коммуникаций должен быть представлен единой технической политикой участников Программы.

Для управления Программой создается межведомственный координационный Совет, в который входят представители организаций – участников Программы. Руководителем Совета является руководитель Программы (Представитель Министерства здравоохранения РФ в СФО).

Финансовые средства на создание и реализацию Программы поступают из различных источников (федерального, регионального и муниципальных бюджетов, фондов предприятий и организаций-спонсоров, фондов ОМС) целевым назначением и аккумулируются в организациях, ответственных за проведение финансируемого мероприятия.

Целевые показатели Программы:
- продолжительность активной жизни;
- показатели эффективности диспансеризации (ПЭД);
- показатели заболеваемости;
- показатели инвалидизации;
- показатели смертности населения.

Реализация системы позволит устранить дублирование информации, ее разнородность и субъективность, повысит полноту и достоверность информации. Использование агрегированной информации повышает эргономичность системы для пользователей различных уровней. За счет принятия оперативных управленческих решений будут улучшены оценка и анализ общественного здоровья и экологической безопасности населения.

Конечными результатами реализации Программы являются:
1. Уменьшение негативных тенденций в состоянии здоровья населения, в том числе:
- снижение показателя общей смертности на 4-5%;
- снижение запущенных случаев заболеваемости на 10 - 12%;
- снижение инвалидности на 5 %.
2. Полнота и достоверность информации о показателях здоровья населения и потребности в здравоохранных мероприятиях.
3. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов системы охраны здоровья, в том числе:
- больничных коек на 7,0%;
- санаторных коек на 12,0%;
- медицинского оборудования на 5-6%.
4. Максимальное удовлетворение потребности населения СФО в качественной медицинской помощи; увеличение объемов услуг профилактической направленности и повышение их эффективности.
5. Повышение уровня реализации конституционных прав граждан и гарантий со стороны местных органов самоуправления, субъектов федерации и органов Федеральной власти.

Вышеперечисленные результаты приведут к наиболее рациональному использованию поступающих и перераспределению минимальных имеющихся средств системы охраны здоровья населения для улучшения качества его жизни.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.