Развивающее общение и правильный подбор игрушек для ребенка первых двух лет жизни (часть I)

подбор игрушекКак известно, внешние факторы оказывают огромное значение на развитие психики ребенка уже с первых дней жизни, и подобранные наилучшим образом они приводят к его оптимальному умственному развитию. К сожалению, многие родители считают это малозначимым за исключением общего физического благополучия ребенка, так как все понимают, что часто или тяжело болеющий малыш развивается медленнее своих здоровых сверстников. Однако один хороший уход за ребенком, его правильное кормление еще не обеспечивают психического здоровья младенца. Примером этого могут служить детские дома, где дети, несмотря на хороший уход, мало получают индивидуального внимания, а потому нередко болеют, слабо набирают вес, отличаются пониженным иммунитетом и неустойчивым эмоциональным фоном. В то же время, попав в приемную семью, такие дети буквально преображаются и нередко развиваются быстрее и лучше своих сверстников. Но это наблюдается только в том случае, если ребенку оказывается индивидуальное внимание и забота, а не сводится лишь к его «задариванию» игрушками и потаканию каждому его желанию, одевая его в модные и удобные вещи. И молодые родители часто наблюдают, что не все (с их точки зрения) замечательные, красивые и интересные игрушки нравятся их малышу: он может больше уделять внимания какой-то неказистой игрушке или обычным бытовым предметам. Это связано с тем, что выбор родителями игрушек не соответствует срокам развития ребенка, его умственным и физическим возможностям. И здесь при подборе игрушек для малышей первого года жизни надо учитывать следующие моменты.

  • В первые полгода жизни у малыша происходит формирование зрения, осязания, слуха, он постепенно расширяет диапазон восприятия окружающей среды. Именно поэтому рекомендуется спокойно и бережно, без резких движений брать ребенка на руки, разговаривать с ним спокойно, тихо и ласково, избегая громкой музыки и резких звуков — это способствует более быстрому развитию слуха и он раньше начнет говорить. Когда мать кормит малыша (даже при искусственном вскармливании) она должна брать его на руки, прижимая к себе, и не мешать ребенку трогать ее тело и лицо — так формируется не только осязание, но и определенного рода психологическая коммуникация. Крайне нежелательно кормить ребенка из бутылочки, когда он лежит в кроватке.
  • При общении с ребенком во время кормления или переодевания необходимо правильно подобрать расстояние, при котором бы малыш мог без затруднений видеть ваше лицо и в дальнейшем научился фокусировать взгляд, так как именно в первые месяцы жизни у него постепенно формируется способность к аккомодации хрусталика (подстройке под оптимальное видение) — он сможет следить за вами, следуя взглядом. Это разбудит в нем интерес к общению и ускорит развитие зрения. Следует иметь в виду, что у маленьких детей возможно оптимальная фокусировка как на расстоянии до 30 см, так и на расстоянии около 80 см, также взгляд может быть слегка расфокусированным. Это не является патологией, а свидетельствует о еще недостаточном возрастном развитии зрения.
  • Первую игрушку следует приобретать к концу первого месяца жизни, и она должна быть яркой, но лучше — однотонной, достаточно легкой и на тонкой ручке, чтобы ребенок мог ее ухватить рукой. Желательно, чтобы игрушка издавала какой-нибудь негромкий и мелодичный звук (например, погремушка). Подвешивать игрушку над кроваткой, в коляске следует лишь, определив оптимальное фокусное расстояние для вашего ребенка.
  • В два-три месяца ребенка начнут интересовать крупные и яркие предметы, он может начать рассматривать окружающие вещи, предметы обстановки, занавески, коврик над кроваткой, вещи на спинке кроватки (например, яркое полотенце). В это время надо побольше говорить с ребенком и желательно, чтобы он видел губы общающегося с ним человека — ребенок попытается повторить некоторые слоги — появится так называемое гуление.
  • Начиная с пятого месяца, для ребенка осязание начинает играть важнейшую роль в познании окружающего мира: он начинает все трогать и мять в руках, тянуть в рот доступные для него предметы и одежду. Поэтому игрушки в это время должны быть безопасны: они могут быть относительно мягкими (резиновыми), но не ворсинчатыми, их можно легко мыть. Кроме того, эти игрушки не должны быть очень крупными и перегружены деталями — ребенок просто не в состоянии их уловить.
  • С полугодовалого возраста отмечается резкий качественный скачок в развитии ребенка, что обусловлено расширением его диапазона движений: он переворачивается на животик и учится садиться. Это не только увеличивает его зону обзора, но и объем движений, появляются сочетанные движения обеих рук. Все это расширяет круг интересов малыша и ведет к значительному увеличению его познавательной активности: он учится не только издавать звуки, осваивая первые одно- и двусложные слова, а также стучит игрушкой по кроватке и даже бросает ее и смотрит, как она падает. Это способствует развитию сочетанного движению глаз, формированию следовой зрительной памяти.
15 октября 2013
Теги:

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Все самое интересное и полезное на тему пластической хирургии, косметологии и здоровья ежедневно в вашем телефоне.

Найдите в контактах @medafarm и добавьте его к себе в контакты или перейдите, предварительно зарегистрировавшись, на страницу канала.

Материалы, размещенные на данной странице, носят исключительно информационный характер, предназначены для образовательных целей и не могут использоваться пользователями сайта для постановки диагноза и выбора метода лечения. Диагностику и лечение должен проводить только лечащий врач. Администрация сайта не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте http://medafarm.ru/.