Основные социально-значимые заболевания (Часть 1)

ГлавнаяПациентуНовости медицины → Основные социально-значимые заболевания (Часть 1)

Основные социально-значимые заболеванияВажным направлением деятельности стала работа по борьбе с заболеваниями социального характера. В 2002 г. вступила в действие федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".

В 2002г. Минздравом России продолжилась целенаправленная работа по стабилизации эпидемиологической ситуации по туберкулезу.

Основное внимание при решении данной проблемы сосредоточено на совершенствовании качества оказания противотуберкулезной помощи населению, развитии комплекса профилактических мероприятий, повышение квалификации и обучение медицинских работников.

Основополагающим документом для реализации данных мероприятий является подпрограмма "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)". Минздрав России и органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации определили реализацию подпрограммы приоритетным направлением в борьбе с туберкулезом, совершенствовании организации и повышении эффективности оказания медицинской помощи больным.

Реализация программных мероприятий осуществляется при тесном взаимодействии Минздрава России с Минюстом России, Минэкономразвития России, Минсельхозом России и Минпромнауки России.

Минздрав России совместно с федеральными научно-исследовательскими институтами туберкулеза и фтизиопульмонологии оказывает организационно-методическую помощь субъектам Российской Федерации по вопросам организации и проведения профилактических противотуберкулезных мероприятий, внедрения новых форм и методов диагностики и лечения больных туберкулезом. С этой целью в течение 2002г. специалистами профильных институтов осуществлены выезды в 28 субъектов Российской Федерации.

С 2002г. в Российской Федерации активизирована реализация мероприятий по обеспечению проведения в полном объеме обязательных профилактических противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, среди групп повышенного риска заболевания туберкулезом и детей, инфицированных туберкулезом. В рамках подпрограммы проводились мероприятия по статистическому наблюдению за туберкулезом, формированию системы эпидемиологического мониторинга.

В целях упорядочения централизованных закупок определена потребность субъектов Российской Федерации в противотуберкулезных препаратах и медицинской техники, сформирован соответствующий перечень, определен порядок распределения.

В настоящее время субъекты Российской Федерации полностью обеспечены противотуберкулезными препаратами первого ряда, проводились закупки препаратов "резерва".

Учитывая особую значимость флюорографии при выявлении и диагностике туберкулеза, основные средства, выделяемые в рамках программы на закупку оборудования, направлены на приобретения цифровых флюорографов.

Проводится целенаправленная работа по строительству и реконструкции противотуберкулезных учреждений.

В течение 2002г. успешно осуществлялось строительство следующих противотуберкулезных учреждений: Новосибирский научно-исследовательский институт туберкулеза; Областной противотуберкулезный диспансер в г. Брянске; Детский туберкулезный санаторий “Кирицы” Минздрава России; Республиканский противотуберкулезный диспансер в г. Чебоксары Чувашской Республики на 120 коек; Детский туберкулезный санаторий в г.Чуварлей Чувашской Республики; Областной туберкулезный санаторий в с.Хреновое Бобровского района Воронежской области на 360 мест.

В 2002г. продолжена работа по развитию диагностической и лечебной базы федеральных научно-исследовательских институтов фтизиопульмонологии и туберкулеза.

Объем финансирования программы в 2002г. составил 1 млрд. 297,225 млн. руб. Объемы финансирования территориальных программ, ежегодно возрастая, составили около 800 млн. руб.

В целях использования мирового опыта, привлечения дополнительных инвестиций на борьбу с туберкулезом, Минздрав России активно сотрудничает со Всемирной организацией здравоохранения, Советом Европы, правительственными и неправительственными международными организациями. В 2002г. в 26 субъектах Российской Федерации реализовывались проекты по борьбе с туберкулезом с участием международных партнеров. Ежегодный объем вложений международных партнеров в эти проекты составил около 2 млн. долларов.

В течение 2001-2002гг. специалистами Минздрава России, ведущими учеными НИИ фтизиопульмонологии с участием международных экспертов разработаны нормативные документы по диагностике и лечению туберкулеза легких и внелегочных локализаций, в том числе с множественной лекарственной устойчивостью микобактерий туберкулеза, по лабораторной диагностике туберкулеза, по совершенствованию учетно-отчетной документации и системы эпиднадзора за туберкулезом. Подготовлен глоссарий по туберкулезу, включающий в себя более 1000 словарных статей. Завершена работа над приказом Минздрава России "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации".

В течение 2002г. велась активная работа по доработке проекта займа Международного банка реконструкции и развития "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа".

Мероприятия, проводимые Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по совершенствованию противотуберкулезной помощи населению России, позволили в 2001-2002гг. переломить эпидемическую ситуацию по туберкулезу: стабилизировались основные показатели заболеваемости населения туберкулезом. Так, при среднегодовых темпах роста заболеваемости туберкулезом, начиная с 1994г. на 12% и более, в 2000г. рост составил 5,6%, в 2001-2002гг. отмечено снижение заболеваемости. В 2002г. на 6% снизилась заболеваемость туберкулезом детей. Одновременно возрастает эффективность лечения больных туберкулезом, снижаются показатели первичного выхода на инвалидность по причине туберкулеза.

Эпидемиологическая ситуация в России свидетельствует о сохраняющейся устойчивой тенденции высоких показателей заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями и смертности населения от них.

Болезнями системы кровообращениястрадают 20,4 млн. человек.

Растет число случаев и число дней временной нетрудоспособности. Число лиц, впервые признанных инвалидами по причинам болезней системы кровообращения растет и составляет более 579 тыс. человек.

Напряженная эпидемиологическая ситуация связана прежде всего с ростом болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, заболеваемость которыми приобретает характер эпидемии, распространенность артериальной гипертонии среди населения в возрасте от 15 лет и старше составляет около 40%.

Обращает на себя внимание высокая распространенность артериальной гипертонии среди детей и подростков (335,6тыс. человек).
В структуре причин общей смертности населения на долю болезней системы кровообращения приходится 55,6%, ежегодно от этой патологии умирает более 1,2 млн. человек. Рост смертности главным образом происходит за счет потерь в молодом трудоспособном возрасте, наиболее значительный рост наблюдался в возрастной группе от20до 29 лет.

Коэффициент смертности по болезням системы кровообращения на территории Центрального федерального округа, в Республике Мордовия, Ленинградской, Псковской, Нижегородской и Пензенской областях значительно превышает показатель смертности по Российской Федерации.

Не снижающийся рост заболеваемости и смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний является одним из важнейших факторов формирования тяжелой демографической ситуации в стране. Общество несет значительные людские потери и экономический ущерб. По прогнозным оценкам экспертов, смертность от болезней системы кровообращения будет возрастать.
В настоящее время специализированную помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями в Российской Федерации оказывают Российский кардиологический научно-производственный комплекс, Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Санкт-Петербургский НИИ кардиологии, НИИ кардиологии при Саратовском государственном медицинской университете, Новосибирский НИИ патологии кровообращения, НИИ кардиологии Томского научного центра Сибирского отделения РАМН, включая филиал этого Института в г.Тюмени, НИИ терапии Сибирского отделения РАМН, а также НИИ неврологии РАМН, 29 кардиологических диспансеров, 2804 кардиологических кабинета, 1103 кардиологических бригады скорой медицинской помощи. Численность врачей-кардиологов составляет 9,7 тыс. человек.

Вместе с тем кардиологическая служба как основное звено в системе здравоохранения по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, не использует имеющиеся возможности в деле улучшения качества и организации медицинской помощи сердечно-сосудистым больным.

Уровень квалификации врачей-кардиологов, участковых врачей, врачей общей практики, педиатров, неврологов в области кардиологии не отвечает современным требованиям.

Учитывая медико-социальную значимость проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".

Программой предусматривается объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций для комплексного решения проблем по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней сердечно-сосудистой системы.

Целью программы являются комплексное решение проблем профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда).

Важное место в реализации Программы отводится регионам. Необходимость принятия территориальных программ диктуется тем, что эффективность борьбы с артериальной гипертонией в большей мере определяется комплексом лечебно-профилактических мероприятий, проводимых в каждом конкретном регионе, муниципальном образовании, селе с учетом территориальных особенностей.
В 40 субъектах утверждены и начали реализовываться территориальные программы по профилактике и лечению артериальной гипертонии, а в 18 субъектах Российской Федерации программы представлены на утверждение в органы исполнительной и законодательной власти.

Необходимо значительно активизировать утверждение региональных программ в тех регионах, где показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний особенно высоки и превышают среднероссийский показатель.

Члены дирекции Программы осуществляли командировки в 11 регионов Российской Федерации - Республика Саха (Якутия), Воронежская, Свердловская, Вологодская, Саратовская, Самарская, Архангельская, Рязанская, Ростовская, Томская области, г. Санкт- Петербург, с целью оказания организационно-методической помощи по разработке и реализации территориальных программ .
Особого внимания заслуживает опыт работы с регионами через федеральные округа. Так, под руководством главных кардиологов округов и членов дирекции Программы, проведены совещания в Северо-Западном и Сибирском округах.

На совещании в Сибирском округе прошло активное обсуждение мероприятий программы и путей их реализации, состоялся обмен опытом регионов. По итогам работы совещания было принято "Обращение" ко всем участникам реализации федеральной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" Сибирского федерального округа.
За прошедший период организованы и проведены ряд конференций и симпозиумов федерального и регионального уровней по проблемам сердечно-сосудистых заболеваний, на которых широкому кругу врачей-терапевтов, врачей-кардиологов, врачей-неврологов и всей медицинской общественности освещались вопросы реализации Программы.

Важным мероприятием, направленным на решение вопросов организации борьбы с артериальной гипертонией, повышения качества медицинской помощи было Всероссийское совещание главных терапевтов и главных кардиологов субъектов Российской Федерации по вопросу "О ходе реализации федеральной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации в 2002 году".

На совещании были обозначены задачи для терапевтической и кардиологической служб, определена роль первичного звена здравоохранения, как наиболее важного в практической реализации программы. В ходе работы совещания определились пути повышения эффективности реализации Программы, как на федеральном, так и территориальном уровнях, наиболее важные из которых:

ускорение утверждения территориальных программ в регионах, - повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения по вопросам выявления больных артериальной гипертонией, особенно на ранних стадиях, когда профилактика наиболее эффективна и особое внимание должно быть уделено измерению артериального давления у подростков и лиц молодого возраста (20-35 лет), при этом должны быть использованы любые формы выявления лиц с повышенным артериальным давлением (обследование учащихся в образовательных учреждениях, организованных группах населения и т.д.), налаживание диспансерного наблюдения за больными с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений с привлечением к этой работе фельдшеров и медсестер, повышение качества оказания медицинской помощи;

внедрение в работу лечебно-профилактических учреждений новых форм работы с пациентами – школ для больных артериальной гипертонией, цель которых – ознакомление пациентов по вопросам сердечно-сосудистых заболеваний, повышение приверженности к лечению и обучение навыкам самопомощи и самоконтроля артериального давления;

активное привлечение к реализации Программы Центров, отделений и кабинетов медицинской профилактики;
улучшение подготовки медицинских работников всех уровней по вопросам профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и кардиологии.

В 2002 г. подготовлен проект приказа Минздрава России “О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации”. В приказе предусмотрена принципиально новая классификация артериальной гипертонии и современные рекомендации по диагностике и лечению, разработан порядок выявления и динамическое наблюдение за больными с артериальной гипертонией; положение о Школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией. Указанные мероприятия в приказе направлены на повышение качества медицинской помощи больным с артериальной гипертонией.
Специалистами ведущих научно-исследовательских центров и институтов Минздрава России и РАМН подготовлены следующие организационно-методические материалы:

инструкция по системе динамического контроля эпидемиологической ситуации по артериальной гипертонии среди населения Российской Федерации, учетная и отчетная документация;

усовершенствовано положение о центрах и кабинетах профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска;
положение о школе для больных артериальной гипертонией, информационно-методическое пособие для врачей по школе здоровья для пациентов с артериальной гипертонией;

пособие для врачей “О реабилитации больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения вследствие артериальной гипертонии;

пособие для врачей по диагностике и лечению артериальной гипертонии.

Одним из важнейших мероприятий Программы является создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии.

Началось активное создание специальных теле- и радиопередач, телероликов на темы “Нормативы артериального давления”, “Способы измерения артериального давления”, “Рациональное питание для больных артериальной гипертонией”, “Осложнения артериальной гипертонии” и др. В создаваемых теле- и радиопередачах предусматривается адресность для групп населения повышенного риска развития артериальной гипертонии (мужчин старше 30 лет, женщин старше 40-45 лет, мужчин и женщин после 60 лет). Также предусмотрено размещение информационных материалов в эфирном времени на каналах с учетом максимального охвата лиц, кому они адресованы.

Проведен цикл передач по проблемам артериальной гипертонии, включая вопросы сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков, профилактику инсультов, с участием ведущих специалистов по кардиологии, педиатрии и неврологии на радио “Россия”, “Маяк”, каналах “ОРТ”, “ РТР” центрального телевидения.

Регулярно идут публикации о профилактике артериальной гипертонии в центральных газетах и журналах.

Для населения проводится информационно-просветительская работа по профилактике артериальной гипертонии практически во всех регионах, где приняты региональные программы. Особенно хотелось бы отметить регионы – Красноярский, Алтайский края, Челябинскую область, где проводятся теле-, радиопередачи, регулярный показ видеороликов на высоком профессиональном уровне.
Одним из важнейших программных мероприятий является организация и проведение массовых мероприятий по выявлению на ранних стадиях артериальной гипертонии у населения, включая детей и подростков. Эта работа необходима в связи с тем, что артериальная гипертония, особенно на ранних стадиях, малосимптомна и население обращается к врачам только на стадии развития осложнений (инфарктов миокарда и инсультов).

Данная работа проводится в более чем 30 субъектах Российской Федерации.

В ряде регионов возобновлена практика измерения артериального давления всем лицам, обратившимся в лечебно-профилактическое учреждение по любому поводу в текущем году и измерение артериального давления в организованных группах населения.

В ряде регионов (г. Москва, Республика Чувашия, Рязанская область) проводится целевая диспансеризация по сердечно-сосудистым заболеваниям.

В Воронежской области участковые врачи-терапевты повсеместно измеряют артериальное давление при активном посещении семей.
Положительной оценки заслуживает опыт работы по улучшению выявления больных с артериальной гипертонией в Нижегородской области, где на базе поликлиник организованы кабинеты-центры профилактики и лечения артериальной гипертонии.
Важнейшая работа проводится в Кировской области по улучшению выявления артериальной гипертонии у юношей допризывного и призывного возраста.

Нуждается в восстановлении преемственность взаимодействия между лечебно-профилактическим учреждением и “скорой помощи” по взятию на учет лиц, которым оказывалась медицинская помощь в большинстве случаев по поводу гипертонического криза. Эта работа в ряде регионов уже начала проводиться.

Положительной оценки заслуживает работа по проведению массовых мероприятий по привлечению населения к измерению артериального давления в так называемые "Дни здоровья". Данная работа проводится в ряде регионов (Московская, Тюменская области и др.), а в некоторых из них (г. Санкт-Петербург) стали традицией и проводятся на протяжении нескольких лет – "Дни здорового сердца".

Закуплены и направлены в субъекты Российской Федерации 20 "Систем холтеровского мониторирования АД и ЭКГ" на сумму 16 млн. 976 тыс. руб. и нагрузочного комплекса ЭКГ с компьютерами на сумму 3 млн. руб. В территориальных программах также предусмотрены средства на приобретение диагностической аппаратуры для амбулаторно-поликлинических учреждений, что даст возможность проведения диагностического обследования больных с артериальной гипертонией на амбулаторном этапе, что экономически более выгодно, чем проведение обследования в условиях стационара.

Для практикующих врачей с 2001г. Российским кардиологическим научно-производственным комплексом Минздрава России издается журнал "Атмосфера кардиология", Всероссийским научным обществом кардиологов и Государственным научным центром профилактической медицины "Кардиоваскулярная терапия и профилактика".

Началась работа по созданию унифицированных методов диагностики и лечения больных артериальной гипертонией (протоколов) на основе современных научных достижений.

Эффективность лечения больных с артериальной гипертонией остается на крайне неудовлетворительном уровне по ряду причин. Артериальное давление контролируется менее, чем у 30% больных с данной патологией. Одной из причин этого является низкая приверженность к лечению больных с артериальной гипертонией, под которой понимается точность и постоянство выполнения врачебных назначений. Улучшение состояния здоровья лиц, страдающих артериальной гипертонией, возможно только при активном и осознанном участии больного в процессе лечения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что проблема низкой приверженности к лечению больных с артериальной гипертонией может быть решена с помощью образовательных программ через школы, клубы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Целью образовательных программ является повышение мотивации к лечению. Кроме того, пациентов с артериальной гипертонией можно обучить методам самопомощи, например, в случае гипертонического криза и самоконтролю артериального давления, используя при этом автоматические приборы для измерения артериального давления. При таком подходе, больной с артериальной гипертонией, становится активным партнером в союзе "врач-пациент".

Работа по организации и функционированию школ для пациентов с артериальной гипертонией набирает значительный темп. Так, в Алтайском крае в 2000г. функционировали 3 школы, в 2001г. – 16, а в 2002г. – 34 школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. В настоящее время в стране функционирует более 300 школ здоровья для больных с артериальной гипертонией, эффективность которых даже за относительно короткий период времени (один год) демонстрируют регионы. Сокращается количество обострений артериальной гипертонии и связанных с этим количество дней нетрудоспособности; уменьшается количество госпитализаций по поводу гипертонических кризов у больных, прошедших обучение в школах здоровья.

В организации и функционировании школ здоровья остается ряд нерешенных проблем и основная - как привлечь молодых работающих людей. Есть регионы, которые успешно решают эти проблемы. Например, в г. Воскресенске Московской области силами врачей организованы школы здоровья на промышленных предприятиях.

Остается сложным вопрос финансирования деятельности школ. В ряде регионов источники финансирования школ следующие: средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования; средства добровольного медицинского страхования; средства, полученные за оказание платных медицинских услуг и средства внебюджетных источников.

Достижением начального этапа реализации Программы можно считать факт включения работы школ здоровья в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги", что позволит решать вопросы финансирования через территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Читайте еще по теме

dus 3 edan цена

АПТЕКА ИФК

Пластика живота хирург